УДК 681.3

ПРИМЕНЕНИЕ VISUAL BASIC В КОЛИЧЕСТВЕННЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧАСТОТНЫХ СЛОВАРЕЙ

ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГ


©
1999 г. В. С. Баевский, И. В. Романова, Т. А. Самойлова, О. А. Смагина

Исследованы частотные словари пятнадцати поэтических текстов XIX и XX вв. С помощью корреляционного анализа измерены отношения между ними. Исследование выполнено с помощью компьютерной программы на языке VISUAL BASIC. Общий вывод приводит к мысли о том, что в поэтической системе все элементы находятся в слабых, вероятностных, паутинообразных отношениях между собой.

Введение

В поэтическом произведении каждое знаменательное слово представляет тему [1]. Объединяясь, близкие по семантике слова образуют большие сюжетные темы. В. Б. Шкловский уподобляет их эффект вагнеровским лейтмотивам [2].

Б. В. Томашевский ещё более обогатил теорию поэтического слова, переведя её в плоскость стиля и применив её прежде всего к Пушкину. “Для Пушкина каждая тема, каждое явление, каждый характер и предмет являлись носителями своего настроения и своего стиля <...> Смена стилистических окрасок стала таким же средством движения повествования и развития идеи, как и реально-логическое значение слов <...> Стилистическая окраска дополняла значение слова и придавала слову такую глубину, какой не знали писатели прошлого” [3].

Новый шаг сделал Р. О. Якобсон: “В многообразной символике поэтического произведения мы обнаруживаем постоянные, организующие, цементирующие элементы, являющиеся носителями единства в многочисленных произведениях поэта, элементы, накладывающие на эти произведения печать поэтической личности. <...> Наряду с варьируемыми элементами, которые свойственны отдельному стихотворению, особое значение имеет некая постоянная мифология, лежащая в основе стихотворного цикла, а нередко и всего творчества поэта” [4].

Концепция слова как носителя тематизма в поэтическом тексте предыдущими замечаниями едва обозначена. Искусство художника - это во многом искусство детали, умение писать так, что “вещи рвут с себя личину” слов [5]. На кафедре истории и теории литературы Смоленского гос. педагогического университета изучение поэтической тематики ведётся довольно интенсивно; однако в термине “тематическое литературоведение” мы нужды не ощущаем [6].

Хорошим показателем тематики поэтического текста, средством преодоления языковых оболочек и выявления его феноменологической сущности оказывается его частотный словарь. Своеобразие его тематики сосредоточено главным образом в его верхней части. Мы исходим из предположения, что слова текста с большей частотой обладают более высокой значимостью в этом тексте. Важной представляется задача исчисления расстояний (в математическом смысле слова) между частотными словарями текстов (поэтов), или, что почти одно и то же, между их тематикой, или, несколько более условно, между их художественными мирами.

Организация исследования

На кафедре истории и теории литературы Смоленского гос. педагогического университета ряд лет ведётся работа по составлению частотных словарей стихотворных и прозаических текстов. Для настоящего исследования отобраны частотные словари всей лирики Пушкина и ещё двух поэтов золотого века - “Горя от ума” Грибоедова и всей поэзии Лермонтова; Пастернака и ещё пяти поэтов серебряного века - Бальмонта 1894-1903 гг., “Стихов о Прекрасной Даме” Блока, “Камня” Мандельштама, “Огненного столпа” Гумилёва, “Anno Domini MCMXXI” Ахматовой и “Сестры моей жизни”; Пастернака и ещё четырёх поэтов века железного - “Стихотворений Юрия Живаго”, “Когда разгуляется”, всего корпуса лирики М. Петровых, “Дорога далека”, “Ветрового стекла”, “Прощания со снегом”, “Подковы” Межирова, “Антимиров” Вознесенского и “Снежницы” Рыленкова [7].

Следует отдавать себе отчёт в том, что эти словари по природе своей различны: представляют лексику одного драматического произведения, или книги лирики, или нескольких книг, или всего корпуса стихов поэта. Результаты анализа, представленные в настоящей работе, следует воспринимать с осторожностью, их нельзя абсолютизировать. Однако с помощью специальных мер разницу онтологической природы текстов можно до известной степени элиминировать.

Вопрос об отыскании меры близости двух частотных словарей уже ставился Е.А. Калининой. Она решала другие задачи и сопоставляла два частотных словаря в полном объёме [8]. В нашем исследовании, где соотносятся словари, на порядки отличающиеся по объёму, целесообразнее поступить иначе. Опыт показывает, что убедительно характеризует поэтический мир текста “субъект”. В частотном словаре его представляют прежде всего имена существительные. Для анализа отобраны по 15 самых частотных имён существительных каждого текста. Нами применён ранговый корреляционный анализ по методу Спирмена [9] по формуле:

,

где d есть разность порядковых номеров одного и того же слова в двух сравниваемых словарях, а n - количество сравниваемых слов (в нашем исследовании везде 15). При вычислении коэффициента ранговой корреляции R возможны следующие пять случаев. R = 1; зависимость положительная (прямая) функциональная; словари двух текстов полностью совпадают. R = -1; зависимость отрицательная (обратная) функциональная; слова, наиболее частотные в одном словаре, наименее частотны в другом, и наоборот. R = 0; зависимость отсутствует; два сравниваемых словаря не совпадают ни в одном элементе. В случае статистической связи коэффициент корреляции является её мерой: 1 > R > 0; зависимость положительная (прямая) вероятностная; -1 < R < 0; зависимость отрицательная (обратная) вероятностная.

Однако и в случаях 1 > R > 0 и -1 < R < 0 не любые значения R позволяют с уверенностью говорить о наличии корреляции (связи, зависимости). Для этого надо, чтобы значение R попало в критическую область. Границы её определяются по формуле

,

причём мы всюду принимаем доверительный уровень = 0.03. Значение функции находится по таблице [10]. При n = 15, = 0.03 R = 0.46. Только если R > 0.46, мы вправе уверенно говорить о наличии корреляции (связи, зависимости) между двумя частотными словарями (между тематикой двух текстов и, с осторожностью, между двумя поэтическими мирами).

Компьютерная программа на VISUAL BASIC

Обработка словарей выполнялась путем создания пользовательского приложения в среде офисной программы EXCEL97 [11]. Приложение включает четыре рабочих листа книги EXCEL - “Титульный лист” (рис. 1), лист “Словари” с исходными данными (табл. 1), листы “Близости” и “Расстояния” с результатами (табл. 2, 3), а также набор макросов (таблица 3 в настоящей работе не представлена).

Исходная информация вводится на лист “Словари”. В ячейки EXCEL, соответствующие строкам таблицы 1, записываются словари исследуемых текстов, последний столбец S формируется из полученных результатов и равен количеству слов, встречающихся в других словарях. Таблицы 2, 3 содержат рассчитанные меры близости M, корреляции R и расстояния D.

Макросы приложения представляют собой событийные программные процедуры на объектно ориентированном алгоритмическом языке Visual Basic for Application (VBA). Основу процедур составляют библиотечные объекты VBA и методы их обработки. Так, для операций с рабочими листами приложения используется ключевой объект Worksheet (рабочий лист) и соответствующий ему метод активизации листа Activate (активизировать). Задание диапазона анализируемых исходных данных на листе “Словари” выполняется методом Select (выбрать) объекта Range (диапазон), а передача слов в качестве значений переменным выполняется как свойство Value (значение) этого же объекта Range.


Рис. 1. Титульный лист приложения

Для размещения полученных результатов в соответствующие ячейки рабочих листов “Близость” и “Расстояние” используется объект Cells (ячейки). Выделение отдельных слов, расположенных в ячейках, полужирным шрифтом и цветом выполняетя заданием необходимых свойств объекту Font (шрифт). Ниже в виде комментариев VBA представлена структура макроса “Корреляции” для расчета корреляций и макроса “Уникальные” для выделения слов, встречающихся только у одного поэта.

Sub Корреляции() 'Макрос расчета корреляций

' Описание переменных

' Активизация листа “Словари”

' Цикл перебора всех пар словарей

' Перебор слов из обоих словарей

' и вычисление расстояния между совпавшими словами.

' Вычисление числа совпадений М

' Расчет коэффициента корреляции R (по Спирмену).

' Конец перебора пар

' Размещение результатов в таблицы листа “Близость”

End Sub


Sub Уникальные( ) 'Макрос выделения уникальных слов

'Выделяет жирным шрифтом слова, встречающиеся только у одного 'автора

' Описание переменных

' Активизация страницы “Словари”

' Цикл перебора cловарей (авторов)

' Сравнение словаря данного автора со всеми остальными

' и выделение слов, которых нет в других словарях.

' Вычисление числа невыделенных слов - S

' Конец перебора словарей

' Размещение результатов в колонку S таблицы листа “Словари”

End Sub

Данные корреляционного анализа

Табл. 2 свидетельствует о том, что связь, зависимость имеется лишь между немногими парами текстов. Частотный словарь лирики Пушкина не связан ни с одним другим. Из трёх книг Пастернака высокий положительный коэффициент корреляции (0.51) указывает на тесную прямую зависимость между двумя последними книгами его лирики. Со значительно более ранней “Сестрой моей жизнью” и с текстами других поэтов поздние тексты Пастернака не коррелируют.

Мы делаем первые выводы. Авторы XIX - XX вв., которых мы рассматриваем, - почти все суть создатели суверенных поэтических миров. В первую очередь это относится к Пушкину и Пастернаку. Роль Пушкина как основоположника и Пастернака как самого яркого его продолжателя в ХХ в. состоит не в том, что они предопределили тематику поэзии своих столетий. Напротив, они учили современников и последователей быть самостоятельными.

В нашем материале выделяется компактная группа поэтов с близкой тематикой (тексты которых находятся в значимой положительной корреляционной зависимости) - Бальмонт, Блок, Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Петровых, что позволяет говорить о некоторой широкой общности поэтов серебряного века. Блок статистически значимо коррелирует с Бальмонтом, Ахматовой и Петровых; Ахматова - кроме Блока с Гумилёвым; Петровых - кроме Ахматовой с Мандельштамом.

Заслуживает пристального внимания, что из трёх великих поэтов золотого века тематика лишь одного статистически значимой корреляцией связана с тематикой одного единственного поэта ХХ в. Это Лермонтов и Ахматова. Влияние Лермонтова на творчество Ахматовой уже отмечалось, но в области метрики стиха и построения образа автора, на книгу “Anno Domini MCMXXI” [12].


Рассмотрение частотных словарей

Несмотря на то, что ранговый корреляционный анализ заставляет с осторожностью говорить о зависимости тематики между разными текстами, табл. 1 показывает, что большая часть самых частотных слов каждого текста имеет соответствия в одном или нескольких других текстах. В колонке S показано количество таких слов среди 15 наиболее частотных у каждого автора. Полужирным шрифтом выделены слова, встречающиеся в нашей таблице только у одного поэта. Нет выделенных слов вовсе у Блока, Ахматовой и Петровых, у них S = 15. У этих трёх поэтов все 15 самых частотных слов одни и те же, различаются они только местом в списке. Но даже у Пушкина, лексика которого наиболее оригинальна, S = 8, а выделенных слов 7.

Видимо, есть некоторый “поэтический” слой лексики, концентрирующий основные темы поэзии. Как правило, эти слова коротки: из общего числа 225 словоупотреблений табл. 2 односложных 88, двусложных 127, трёхсложных 10. Так проявляется экономичность языка вообще, языка поэзии в особенности. Зачастую эти слова представляют основные мифологемы и могут распадаться на пары: ночь - день, земля - небо (солнце), Бог - человек (люди), жизнь - смерть, тело - душа, Рим - мир (у Мандельштама); могут объединяться в мифологемы более высокого уровня: небо, звезда, солнце, земля; в человеке как правило выделяются тело, сердце, кровь, рука, нога, щека, глаза. Из человеческих состояний предпочтение отдаётся сну и любви. К миру человека принадлежат дом и города Москва, Рим, Париж. Творчество представлено лексемами слово и песня.

У Грибоедова и Лермонтова среди наиболее частотных слов почти нет слов, обозначающих природу. У них втрое больше слов, обозначающих человека, части его тела, элементы его духовного мира. У Пушкина и поэтов ХХ в. обозначений человека и природы приблизительно поровну. В этом важном аспекте тематики, можем сказать, ХХ в. пошёл за Пушкиным.

Минимальная тема дело среди самых частотных слов встречается только у Грибоедова и Пушкина. У Лермонтова и поэтов ХХ в. она уступает место минимальной теме слово. Слово не исключает дела: “В библейском понимании слово является по-настоящему действенным проявлением жизни, которому подчинены и за которым следуют дела”.[13] В Новом Завете всё учение Иисуса Христа рассматривается как слово Божье или слово Иисуса, а апостолы иногда называют себя служителями Слова. Сакральный смысл лексемы слово убедительно проявляется, например, в стихе Пастернака И образ мира, в Слове явленный. Сакральный смысл лексемы слово в со- и противопоставлении с человеческими делами убедительно проявляется в одноимённом стихотворении Гумилёва. Насколько позволяют видеть наш материал и наша методика, судьба лексемы слово свидетельствует о сакрализации русской поэзии послепушкинской поры.

Среди наиболее частотных слов в поэзии Пушкина выделяется лето при отсутствии других времён года, в том числе осени. В науке о Пушкине есть две противоположные точки зрения на соотношение у него художественной и бытовой правды. М.О. Гершензон и вслед за ним В. Ходасевич [14] последовательно отстаивали взгляд, согласно которому “Пушкин необыкновенно правдив, в самом элементарном смысле этого слова; каждый его личный стих заключает в себе автобиографическое признание совершенно реального свойства, - надо только пристально читать эти стихи и верить Пушкину” [15]. Подход Гершензона-Ходасевича использовал в своей известной работе о мифологеме статуи в творчестве Пушкина Р. Якобсон [16]. С другой стороны, В.В. Вересаев настаивал на полной независимости и даже противоположности, противоречивости биографического и творческого начала у Пушкина [17]. Не входя в обсуждение этой фундаментальной проблемы, отметим, что наблюдение над значительным преобладанием в текстах Пушкина частотности слова лето над частотностью слова осень предоставляет аргумент в пользу вересаевской теории “двух планов”.

Лексемы, которые встречаются только в одном тексте, характеризуют своеобразие данной книги или совокупности книг. Например, слово ум - самое частотное в комедии Грибоедова и не встречается среди частотных слов других текстов (см. табл. 1). Тема ума безусловно является наиболее значимой в комедии. Эта лексема сопровождает образ Чацкого, причём имя Чацкого является наиболее частотным в комедии. Таким образом, в произведении органически сочетаются самое частотное имя нарицательное с самым частотным именем собственным.

Самый высокий в нашем материале коэффициент корреляции связывает тематику трагических книг Гумилёва “Огненный столп” и Ахматовой “Anno Domini MCMXXI”. Среди 15 наиболее частотных имён существительных здесь 10 общих, в том числе кровь, сердце, душа, любовь, слово, небо. Напомним, что в книгу Ахматовой вошла миниатюра “Не бывать тебе в живых...”, написанная между арестом Гумилёва и его расстрелом.

Темы свечи и толпы в нашем материале встречаются только в “Стихотворениях Юрия Живаго”. Тема свечи в стихах из романа имеет множество контекстуальных значений: она связана с образом Иисуса Христа, с темами веры, бессмертия, творчества, любовного свидания. Свеча - важнейший источник света в центральных сценах романа. Тема толпы развивается в связи с основной идеей романа, в котором частная жизнь человека с её незыблемыми ценностями противопоставлена безнравственности нового государства, построенного на началах угождения толпе.

Работа предполагает и третий этап, тоже отраженный в программе, - это вычисление разности порядковых номеров слов, общих для двух словарей и среднего показателя расстояния между одинаковыми словами двух словарей. Этот этап позволяет от общих тенденций взаимодействия словарей, выявленных с помощью статистики, перейти на уровень, приближающийся к тексту. Например, статистически значимо коррелируют книги Гумилева и Ахматовой. Мы смотрим, какие слова оказались общими для их словарей, и выбираем прежде всего те, разница между порядковыми номерами которых минимальна или равна нулю. Именно эти слова имеют один и тот же ранговый номер и, следовательно, именно эти минимальные темы в сознании двух поэтов одинаково важны. Далее следует переходить на уровень текстов и контекстов. Этот этап работы не отражен в настоящей статье.

Некоторые мысли общего характера

Мы создаём и рассматриваем частотные словари поэтических текстов, сопоставляем их между собой посредством рангового корреляционного анализа. Нам удалось установить, что некоторые поэтические миры по тематике независимы между собой, другие в пределах серебряного века связаны между собой вероятностной зависимостью, отражающей влияния и взаимовлияния. Ещё четверть века тому назад на другом материале было установлено, что в поэтической системе между образующими её аспектами, уровнями и признаками, а также между художественными системами отдельных поэтов в рамках единой историко-литературной ситуации преобладают статистические отношения, паутинообразные связи, слабые взаимовлияния, притяжения и отталкивания. Тогда же было высказано предположение, что таково наиболее общее свойство художественных систем вообще. Это наблюдение было поставлено в связь с утверждением академика А.Н. Колмогорова о том, что можно выделить три наиболее широких класса систем: механических, основанных на детерминированном принципе взаимоотношения составных частей, биологических, существующих на пересечении детерминированного и вероятностного принципов, и социальных, в число которых входят и эстетические системы и которые подчиняются вероятностным принципам организации [18].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистка. - Л., 1977. С. 30-31.
  2. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. - М., 1965. - С.170.
  3. Шкловский В. Б. О теории прозы. - М.; Л., 1925. - С. 72.
  4. Томашевский Б. В. Стих и язык. - М.; Л., 1959. - С. 342-343.
  5. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М., 1987. - С. 145-146 (И др. до с. 249).
  6. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: Поэтика “Евгения Онегина”, романа в стихах А. Пушкина. - М., 1990. - С. 53-54.
  7. Смит Дж. Б. тематические структуры и тематическая сложность //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9. - М., 1980. - С. 333.
  8. Баевский В. С. Стих русской советской поэзии: Пособие для слушателей спецкурса. Смоленск, 1972. - С. 102-145. [Богданова Т. В. Поэзия Марии Петровых. Диссертация на соиск. уч. ст. к. филол. н. Ташкент, 1991; Дегтярева Н. С. Художественное пространство лирики К. Бальмонта (1894 - 1903) и поэтов-романтиков (Ф. Тютчева и П. Б. Шелли). Дипломная работа. Смоленск, 1998; Королькова А. В. Алфавитно-частотный и частотный словари комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. - Смоленск, 1996; Левин Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах //Структурная типология языков. - М., 1966. - С. 199-215; Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981; Материалы к частотному словарю языка Пушкина. Проспект. - М., 1963; Меркин Г. С. Рыленков-лирик. Вопросы поэтического мастерства. Диссертация на соиск. уч. ст. к. филол. н. Смоленск, 1978, приложения; Минц З. Г., Аболдуева Л. А., Шишкина О. А. Частотный словарь “Стихов о Прекрасной Даме” А. Блока и некоторые замечания о структуре цикла //Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартуского университета. - Тарту, 1967. - С. 209-316; Романова И. В. Частотный словарь “Стихотворений Юрия Живаго” Б. Л. Пастернака //Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1997 год. - Смоленск, 1997. С. 28-55; Цивьян Т.В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой //Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартуского университета. - Тарту, 1967. - С. 180-208; Шамонин А. М. Книга лирики Б. Л. Пастернака “Когда разгуляется”. Комментарий. Дипломная работа. Смоленск, 1992; Шульская О. В. К вопросу о применении статистических данных в исследовании поэтического идиолекта (на материалах А. Межирова) //Слово в русской советской поэзии. - М., 1975. - С. 205-224.
  9. Калинина Е. А. Изучение лексико-статистических закономерностей на основе вероятностной модели //Статистика речи. - Л., 1968. - С. 64-107.
  10. Ван дер Варден Б. Л. Математическая статистика. - М., 1960. - С. 384.
  11. Ван дер Варден Б. Л. Математическая статистика. - М., 1960. - С. 403-405.
  12. Гарнаев А. Использование MS EXCEL и VBA в экономике и финансах. - С.-Петербург, 1999.
  13. Гвоздиковская Т. С. Метрика А. А. Ахматовой и циклизация лирических стихотворений //Поэтика реализма и социалистического реализма. - Фрунзе, 1984. - С. 35; Тименчик Р.Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Ахматовой. Автореферат канд. дисс. Тарту, 1982. С. 8; Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т. 1. - М., 1997. - С. 172.
  14. Большой путеводитель по Библии. - М., 1993. - С. 271.
  15. Ходасевич В. Ф. Поэтическое хозяйство Пушкина. - М., 1934 [См. особенно с. 113-154].
  16. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. - Томск, 1997. - С. 117.
  17. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1997.
  18. Вересаев В. В. В двух планах. - М., 1929.
  19. Баевский В. С. 1) Типология стиха русской лирической поэзии: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора филологических наук. Тарту, 1974; 2) Стих и поэзия // Проблемы структурной лингвистики-1980. - М., 1982.


USE VISUAL BASIC FOR QUANTITATIVE VESTISATION OF FREQUECY

WORD-BOOKS OF POETICAL TEXTS

Frequent vocabularies of fifteen poetic texts of the XIX and XX centuries are under study. The correlation analysis is used for the detection its relations. An investigation made by a computer program with the language VISUAL BASIC. The general conclusion lead to an idea that there are the weak, probably, web-like connections between the elements of the poetic structure.

Кафедра истории и теории литературы

Кафедра информатики

Смоленский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 1.11.99.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Условные обозначения:

АГ - “Горе от ума” Грибоедова;

АП - вся лирика Пушкина;

МЛ - вся поэзия Лермонтова;

КБ - Бальмонт (1894-1903 гг.);

АБ - “Стихи о Прекрасной Даме” Блока;

ОМ - “Камень” Мандельштама;

НГ - “Огненный столп” Гумилева;

АА - “Anno Domini MCMXXI” Ахматовой;

СМЖ - “Сестра моя жизнь” Пастернака;

СЮЖ - “Стихотворения Юрия Живаго” Пастернака;

КР - “Когда разгуляется” Пастернака;

МП - вся лирика Петровых;

АМ - “Дорога далека”, “Ветровое стекло”, “Прощание со снегом”, “Подкова” Межирова;

АВ - “Антимиры” Вознесенского;

НР - “Снежница” Рыленкова;

М - количество слов, общих для двух словарей;

Сп - коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

S - количество совпадений в указанных частотных словарях.

Таблица 1

Исходные частотные словари ( лист “Словари” книги EXCEL)

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

S

1

АГ

Ум
Бог Друг Люди Батюшка Дверь Дом Москва День Душа Князь Лицо Свет Человек Дело

11

2

АП

День Любовь Душа Ночь Взор Пора Конь Небо Жизнь Дело Лето Поэт Море Поле Отец

8

3

МЛ

Рука Душа День Сердце Жизнь Любовь Князь Бог Глаз Слово Люди Грудь Друг Небо Час

14

4

КБ

Душа День Мир Свет Небо Мечта Солнце Ветер Сердце Ночь
Цвет
Сон Жизнь Огонь Луч

12

5

АБ

День Мечта Сон Сердце Ночь Душа Свет Лицо Земля Слово Снег Звезда Любовь Небо Глаза

15

6

ОМ

Рим Печаль Мир Сердце Вода Душа Небо Рука День Лес Звезда Туман Царь Земля Жизнь

11

7

НГ

Небо Глаза Слово Душа Рука Тело Мир Человек Сердце Земля Кровь Любовь Бог Ветер Горе

14

8

АА

День Небо Любовь Дом Ветер Песня Рука Сердце Смерть Глаза Душа Кровь Слово Снег Земля

15

9

СМЖ

Ночь Губы Глаза Звезда Сад Душа Степь День Час Слеза Рука Тоска Ветка Лицо Солнце

10

10

СЮЖ

Ночь Свеча Снег Небо Свет Лес Земля Рука Дерево Год Дорога Толпа День Звезда Жизнь

13

11

КР

Лес Дерево Снег Дорога День Дом Жизнь Земля Мир Небо Солнце Тень Ветер Время Свет

13

12

МП

Ночь Сердце День Слово Душа Свет Жизнь Звезда Ветер Земля Вода Смерть Горе Лес Сила

15

13

АМ

Земля Ветер Жизнь Дорога Дом Война Город Снег Вода Дождь Ночь Путь День Сила Год

13

14

АВ

Женщина Глаза Лицо Сирень Париж Лес Нога Щека Земля Век Город Ночь Губы Рука Вода

9

15

НР

Душа Край Жизнь День Земля Слово Сердце Дорога Весна Путь Песня Поле Зима Правда Вода

11

Таблица 2

Меры близости двух частотных словарей ( лист “Близости” книги EXCEL)

Поэты

M

R

Поэты

M

R

Поэты

M

R

Поэты

M

R

АГ

АП

3

0,17

МЛ

АА

7

0,40

ОМ

АА

6

0,37

СЮЖ

КР

9

0,51

АГ

МЛ

6

0,33

МЛ

СМЖ

4

0,23

ОМ

СМЖ

4

0,25

СЮЖ

МП

7

0,41

АГ

КБ

3

0,15

МЛ

СЮЖ

4

0,19

ОМ

СЮЖ

7

0,44

СЮЖ

АМ

7

0,38

АГ

АБ

4

0,24

МЛ

КР

3

0,19

ОМ

КР

6

0,35

СЮЖ

АВ

4

0,23

АГ

ОМ

2

0,13

МЛ

МП

5

0,32

ОМ

МП

8

0,49

СЮЖ

НР

4

0,21

АГ

НГ

3

0,16

МЛ

АМ

2

0,11

ОМ

АМ

4

0,19

       

АГ

АА

3

0,18

МЛ

АВ

1

0,03

ОМ

АВ

4

0,23

КР

МП

6

0,34

АГ

СМЖ

3

0,20

МЛ

НР

5

0,33

ОМ

НР

6

0,31

КР

АМ

7

0,41

АГ

СЮЖ

2

0,12

               

КР

АВ

2

0,13

АГ

КР

3

0,20

КБ

АБ

8

0,47

НГ

АА

10

0,58

КР

НР

4

0,26

АГ

МП

3

0,18

КБ

ОМ

6

0,38

НГ

СМЖ

3

0,19

       

АГ

АМ

2

0,13

КБ

НГ

5

0,32

НГ

СЮЖ

3

0,19

МП

АМ

7

0,39

АГ

АВ

1

0,05

КБ

АА

5

0,31

НГ

КР

4

0,25

МП

АВ

4

0,22

АГ

НР

2

0,11

КБ

СМЖ

4

0,22

НГ

МП

6

0,38

МП

НР

7

0,44

       

КБ

СЮЖ

5

0,29

НГ

АМ

2

0,08

       

АП

МЛ

5

0,32

КБ

КР

7

0,41

НГ

АВ

3

0,18

АМ

АВ

4

0,24

АП

КБ

5

0,32

КБ

МП

7

0,42

НГ

НР

4

0,26

АМ

НР

6

0,37

АП

АБ

5

0,30

КБ

АМ

4

0,21

               

АП

ОМ

4

0,24

КБ

АВ

1

0,07

АА

СМЖ

4

0,24

АВ

НР

2

0,13

АП

НГ

3

0,17

КБ

НР

4

0,24

АА

СЮЖ

5

0,26

       

АП

АА

4

0,24

       

АА

КР

6

0,33

       

АП

СМЖ

3

0,19

АБ

ОМ

6

0,37

АА

МП

7

0,42

       

АП

СЮЖ

4

0,22

АБ

НГ

7

0,37

АА

АМ

5

0,25

       

АП

КР

3

0,19

АБ

АА

9

0,52

АА

АВ

3

0,17

       

АП

МП

4

0,26

АБ

СМЖ

6

0,33

АА

НР

6

0,34

       

АП

АМ

3

0,15

АБ

СЮЖ

7

0,39

               

АП

АВ

1

0,05

АБ

КР

5

0,30

СМЖ

СЮЖ

4

0,24

       

АП

НР

4

0,25

АБ

МП

8

0,52

СМЖ

КР

2

0,13

       
       

АБ

АМ

4

0,21

СМЖ

МП

4

0,26

       

МЛ

КБ

5

0,30

АБ

АВ

4

0,21

СМЖ

АМ

2

0,11

       

МЛ

АБ

6

0,38

АБ

НР

5

0,32

СМЖ

АВ

5

0,25

       

МЛ

ОМ

6

0,34

       

СМЖ

НР

2

0,12

       

МЛ

НГ

7

0,39

ОМ

НГ

6

0,38