УДК 796-053.2

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

© 1999 г. В. П. Губа, Р. Н. Дорохов

Подготовка спортсмена высокой квалификации - весьма сложная задача, с множеством рациональных подходов, опирающихся на биологические особенности человека. Возможно подготовить двигательный аппарат индивида по показателям физических качеств, существенно превышающими показатели чемпионов и не получит желаемого результата из-за слабой техники выполнения движения. И напротив, при блестящей технике движения также не получить желаемого результата по причине хромающего одного физического качества, физиологического показателя или психического срыва в период соревнования. Вся сложившаяся мозаика техники движения, функциональной подготовки, физического совершенства, психической устойчивости и называется рекордом. В обширнейшей спортивной литературе существует не одна сотня работ по подготовке спортсмена той или иной специализации, но буквально единицами исчисляются работы общебиологического плана подготовки индивида (человека) к экстремальной физической нагрузке. Мы нашли не более 10 монографий, выполненных на стыке нескольких дисциплин. Они, как правило, лежали в основе новых направлений в науке или новых дисциплин. Подготовка высококвалифицированного спортсмена должна начинаться с детсадовского возраста, с обследования ребенка специалистами разных профилей. Современная интегративная антропология имеет в своем распоряжении методики, позволяющие выделить типическое и индивидуальное, наследственное и наслоение своеобразия условий жизни и воспитания. Результаты обследования медицинских работников и названных выше специалистов должны заноситься с помощью специально разработанных компьютерных программ в банк данных для последующей компьютерной обработки. Следует помнить, что человек при рождении обладает генетическими предпосылками и анатомо-физиологическими задатками способностей. Результаты продольных наблюдений и анализ анкетных данных лиц, занимающихся в ДЮСШ, а потом в институте физической культуры выявили интересные данные. Оказалось, что каждый период биологического развития (пуэрильный, препубертатный, пубертатный, ювенильный, матурантный) имеет специфические изменения нормы реакции на одни и те же воздействия. Чем старше субъект, и чем больше различаются тренировочные нагрузки, тем четче проявляются его конституциональные особенности, и в то же время, в пределах одной специализации, ярче выявляются индивидуальные особенности, проявляющиеся в специфичности реагирования на одни и те же факторы внешней среды. Эти различия могут выявиться только в результате работы специалистов различных профилей, изучающих одних и тех же спортсменов на разных этапах их спортивного генеза. Связано это с тем, что каждый специалист работает как бы в шорах, на обращая особого внимания на нюансы изменений, выявленных в "глубинах" организма, связанных с соматометрией, анатомией, физиологией, психологией. Единое заключение о перспективах тренировочного процесса на каждом периоде онтогенеза может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных данных (знаний), полученных тренером и разными специалистами. Трудность такого перспективного подхода к единой концепции индивидуальной тренировки заключается в слабой разработанности объединений (синтеза) пограничных данных в единую систему, характеризующую спортсмена. Чаще происходит просто суммация данных на основании спортивного стажа, биологического или паспортного возраста, в лучшем случае, на основании компонентного варьирования масс тела. Но как известно, всякое сопоставление "хромает". Необходима компьютерная обработка различных данных, приведенная к единой системе (в усл. ед., баллах, децилях и т.д.). Только такой путь создания новых подходов может быть перспективным. Некоторые исследователи полагают, что раннее определение спортсмена определенного вида спорта невозможно. Исходят обычно из положения, что соматические, функциональные, физические признаки в спортивной группе комбинируются в случайном порядке, полностью типичные для своего вида спорта спортсмены составляют небольшой процент, а все остальные отклоняются от среднего типа. Положение, в принципе, верное, но для других видов спорта эти "отклоняющиеся" спортсмены менее типичны, чем для своей специализации. По отдельным принципам эти спортсмены могут входить в группу типичных для сравниваемых групп, но по совокупности признаков они всегда будут ближе к спортсменам своей специализации. Индивидуальная диагностика при сопоставлении может быть приведена с использованием дискриминантного анализа (закон Хайнке). Работа с возрастным материалом показала, что используя набор признаков, полученных разными специалистами уже на ранних этапах занятия спортом, позволяет, используя этот метод, определить наибольшее тяготение юного спортсмена к конкретному виду спорта.

Приведенный материал оригинален и проверен на 6 специализациях, но необходима дальнейшая разработка материала, особенно на элитных группах.

THE QUESTIONS OF THE INTEGRATIVE ANTHROPOLOGY IN TRAINING OF HIGHLY-QUALIFIED SPORTSMEN

V. P. Jooba, R. N. Dorohov

Up-to-date methods which can single out typical and individual, hereditary and also stratification of the peculiarity of living conditions and upbringing on sports results have been examined.

Кафедра анатомии, биомеханики и информатики

Смоленский государственный институт физической культуры

Поступила в редакцию 1.12.99.