УДК 796-053.2
МОРФОБИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЫШЦ
У ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ, НЕ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
© 1999 г.
В. П. Губа, И. В. Строева
Успех в конкретном виде спорта обусловлен определенным соотношением таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, координация. С развитием теории спортивной тренировки стали появляться новые интегральные физические качества: моторная ловкость, скоростная выносливость, взрывная сила (Ю.В.Верхошанский). Особый интерес для исследователей всегда представляла мышечная сила. Проявление ее в спортивных движениях весьма многообразно. В большинстве видов спорта ведущая роль принадлежит не абсолютному значению силы, а распределению ее во времени. Поэтому оценка уровня скоростно-силовых способностей детей и прогнозирование дальнейшего их развития является весьма актуальной задачей спортивного отбора.
Первичный отбор детей в спортивные секции и ДЮСШ происходиn в возрасте 8-9 лет. При этом тренеры ориентируются на результаты тестирования и морфологические показатели, порой только визуально оценивая их. Однако для надежного прогнозирования необходимо учитывать не только указанные аспекты, желательно иметь комплексную методику оценки способностей ребенка к конкретному виду спорта. Поиск одаренных детей должен начинаться уже в дошкольном возрасте. Только в этом случае можно создать благоприятные предпосылки для раскрытия потенциальных возможностей детей.
Нами проведено исследование скоростно-силовых способностей учащихся 1-3 классов. Для проведения измерений было разработано и изготовлено устройство, регистрирующее изменение силы во времени, которое позволяет визуально наблюдать процесс напряжения и расслабления мышц, определять значения силы и скорости ее изменения по временной шкале (И.В.Строева, Р.Н.Дорохов, В.П.Губа, 1999).
Ребенку давалась установка как можно быстрее развить максимальное усилие и быстро расслабить мышцы. Полученная кривая развития силы записывалась в компьютер в виде таблицы значений силы через каждые 0,001 с, а также в графическом режиме.
Исследователи, изучающие "градиент силы" (Ю. В. Верхошанский, В.Г. Семенов и др.) анализируют скорость достижения максимального значения силы, половины этого значения, обращают внимание на начальный участок кривой, выделяя при этом участки "стартовой силы", "взрывной силы". В работах указанных авторов подчеркивается зависимость спортивного результата от этих составляющих. Мы, кроме этого, обратили внимание на скорость расслабления мышц.
Статистический анализ цифрового материала показал высокую вариативность скорости достижения максимума силы и скорости расслабления. Если для значений силы коэффициент вариации составлял 10-15% для разных групп мышц, то для скорости нарастания силы он равнялся 25-30%, а для скорости расслабления - 35-40%.
Сопоставление скоростей напряжения и расслабления указанных кривых позволил нам выделить три типа соотношений названных скоростей:
- лица с быстрым напряжением мышц и быстрым расслаблением;
- лица с быстрым напряжением мышц и медленным расслаблением;
- лица с медленным напряжением мышц и быстрым расслаблением.
Педагогические наблюдения за
многоскоками у детей начальной школы показали,
что при выполнении пятерного и десятерного
прыжка наблюдается не только разный результат,
но и затрачивается различное время. Очевидно, это
связано с неодинаковой способностью быстро
переходить от напряжения к расслаблению и к
повторному напряжению. Полученные результаты
могут быть связаны как с длиннотными
показателями, так и с компонентным
варьированием. По мнению В. С. Фарфеля, у детей
начальной школы падение результатов связано с
активным ростом длины нижних конечностей.
Высказанные положения требуют специальной
проверки, что будет сделано в дальнейших
исследованиях.
MORPHOBIOMECHANICAL CHANGES OF 8-9 YEAR OLD CHILDREN'S
MUSCLES WHO ARE NOT INVOLVED IN SPORTS
V. P. Jooba, I. V. Stroeva
In this work the speed of the maximum movement of the power, the fields
of "starting power", "explosive power" are being analyzed ; besides,
the dependence of the sports results and the speed of relaxation of muscles have been
examined.
Кафедра анатомии, биомеханики и информатики
Смоленский государственный институт физической культуры
Поступила в редакцию 1.12.99.