ПРОСПЕКТ КНИГИ

ББК 75.0

ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ УМЕНИЙ (ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МОРФОБИОМЕХАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

© 1999 г. В. П. Губа

Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений (Основы теории и методики морфобиомеханических исследований). - Смоленск, 1996. - 130 с.

В монографии рассматриваются вопросы теории и методики формирования спортивных умении у детей дошкольного и младшего школьного возраста, основываясь на данных индивидуального физического развития, позволяющие эффективнее решить задачу обучения детей двигательным действиям. В работе рассматриваются морфобиомеханические и медико-биологические аспекты данных вопросов, анализируются методики, определяющие одаренность в циклических и ациклических видах спорта, проанализирована возрастная индивидуальная динамика развития физических качеств в зависимости от соматических особенностей детей и обоснована возможность совершенствования этих качеств под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Материал, изложенный в монографии предназначен для студентов, аспирантов, а также для практических и научных работников в области физической культуры и спорта.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Монография состоит из семи глав, содержит методические рекомендации, краткий понятийный словарь, указатель литературы и приложение.

В первой главе описываются морфологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, указываются методы их исследования, в частности, метод соматотипирования, приводятся масс-инерционные характеристики детей, рассматривается влияние морфологических параметров на освоение детьми двигательных умений, раскрываются понятия о паспортном, биологическом и двигательном возрасте,

Вторая глава посвящена морфобиомеханическим особенностям развития двигательных качеств у детей. В ней рассматриваются силовые и скоростно-силовые способности детей, особенности проявления быстрых движений, выносливость и уровни се развития, режимы энергозатрат, координация и ловкость в двигательных действиях детей на начальных стадиях развития, а также темпы прироста, уровни развития и воспитание двигательных качеств.

В третьей главе описаны двигательные предпочтения, теории и возрастная динамика, рассмотрены теории происхождения двигательных предпочтений и возрастная динамика двигательных предпочтений.

В четвертой главе рассматриваются биомеханические основы формирования у детей циклических и ациклических двигательных умений.

В пятой главе раскрываются общие понятия о системе расчета сопоставительных и должных норм двигательной подготовленности детей, рассмотрены двигательные возможности как критерии оценки двигательного возраста и критерии морфобиомеханической зрелости.

Шестая глава посвящена вопросам развития двигательной функции и основам обучения спортивным умениям детей различного возраста на примере бега, прыжков, метаний, подтягиваний на высокой и низкой перекладинах, передвижении на лыжах и плавания.

В седьмой главе описаны особенности выбора общеразвивающих упражнений у детей различного возраста и морфобиомеханического типа.

Summary

This aid consists of 7 charters: introduction, conclusion, a short term vacobulary, bibliographical description of literary sources and addition the morphological individualities of children, the variants wich help to individualise the nrocess of development and the improvment of the phisical qualities and moving abilities and also the method of analising of the morphobiological type of tlie children, wich was offerd by pr. Dorochov R. N. wich the aim of the affective determination of the variant of the development of children are considered in the first chapter.

The indicators of the physical qualities, the paces of their increasment and the level of development based on the individual morphobiomecanical sizes of children are considered for tlie first time in the 2-nd chapter.

Third chapter is devoted to the questions of moving preferences the choice of the most optimal theory of this derection, the age dynamics the biomecanical basis of the formation and the improvment of the moving abilities both cyclic and uncuclic chtirecter are described in the 4-th chapter. Here you can find the new facts, wich state the age development of the moving activities.

Tlie fiftli chapter let us broader the notion about comparable and state norms of the pliisical development of children going ill for sport, offered by pr. Nabatnicova T. The author worked out tlie creterion of the value of moving possibilities and invented coefficient of the morphobiomecanical maturity is the result, wich let us obtain more effective results in moving exercises.

The means and methods of the development of the child's moving function through the main types of physical exercises (running, jumping, throwing etc.), taking into account the leading deductic principles and the personal developing conditions are offered in 6-th chapter.

The 7-th chapter is devoted to the peculiarities we choose the complexes of general-developing exercises for the children in accordiance with their morphobiomecanical type and age. The complexes of the exercises offerd; help to develop not only backward physical qualities of children but, and wich is the nost important-to inprove the indicators of the physical devolopment wich are typical for this morphotype.

The perspectives of this scientific direction are shown in the conclusion.

The short term vacobulary servs to master the material, and helps to realize the essence of the considering process While studing the material it is necessary to master the content of the majority of liderary souces inumerated at the end of the book.

ГУБА ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - 1956 г.р.,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, биомеханики и информатики Смоленского ГИФК.

214025, г.Смоленск, ул.Нарвская, д. 21. к. 2, кв.24.

Тел. (0812)554455; (0812)664914.

Кафедра анатомии, биомеханики и информатики

Смоленский государственный институт физической культуры

Поступила в редакцию 27.11.99.