Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 16. -

Вып. 3. - 2017. - URL:

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/N-55-html/TITL-55.htm

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/N-55-html/cont.htm

 

УДК 908

 

«В ходатайстве композитору Триодину отказать!»

(Тайна смоленского архива: голос из прошлого)

Полная версия

 

© 2017 г. Глотов В. А., Лышковская И. Н.

 

(glotov.doc)

 

На V научно-практической конференции «Смоляне на службе Отечес­тву» (2016), один из авторов этой публикации сделал сообщение о новых обнаруженных документах, касающихся биографии выдающегося русского, советского композитора Петра Николаевича Триодина, музыкальное творчество и научно-педагогическая деятельность которого тесно связана со Смоленском [1]. На секции, где было сделано это сообщение, присутствовал второй автор этой публикации. Спустя месяц между ними завязалась переписка, в связи с обнаружением последним в Государственном архиве Смоленской области очень важных документов, касающихся творчества композитора П. Н. Триодина в смоленский период его жизни и деятельности. Ниже приводим фрагмент этой переписки.

 

9 октября 2016 г. 15:33

Лышковская И. Н. – Глотову В. А.

 

Добрый день, Владимир Александрович.

Отправляю Вам фотографии 2-х документов, обнаруженных мною в фонде Р13 "Смоленский Губисполком", касающиеся композитора Петра Николаевича Триодина. Все из одного дела (Ф. Р13. Оп.1. Д. 184). Номера листов видны в правом верхнем углу документа. Думаю, что для Вас эти материалы будут весьма интересны.

С уважением.

Ирина Лышковская.

 

 

Ниже мы приводим, после тщательной обработки и анализа, полные тексты этих чрезвычайно ярких и важных документов: заявление, написанное рукой П. Н. Триодина (3 страницы), сопроводительное письмо к этому заявлению с наложенной резолюцией (1 страница) [2]. Стиль, орфография и пунктуация документов сохранены.

 

В Президиум Губисполкома

 

До настоящего времени мною написано до 30 №№ разного рода музыкальных произведений. В печати ни одного из них до сих пор не появлялось. Не будучи напечатанными, они представляют собою мёртвую ценность, между тем художественное значение их признано всеми представителями музыкального и художественного мира, которые имели случай с ними ознакомиться по моим концертам. Отзывы о них помещены были и в местном «Рабочем Пути», и в «Известиях ВЦИК», и в специальной прессе («Экран»). Отзывы были благоприятные.

Отсюда принципиально вытекает необходимость издать эти произведения. На издание необходима сумма, по цене текущего момента, в 300 000 000 рублей, каковой суммой я не располагаю и не могу располагать при наибольшем напряжении всех своих ресурсов. Ни одно официальное учреждение, к которым я обращался, не может взять на себя это издание по недостатку средств и главное, - подходящих работников.

Прошу Президиум взять на себя это дело на условиях, изложенных ниже. Я заинтересован в том, чтобы вещи мои были изданы и ни в какой мере не заинтересован в прибыли от этого предприятия, которое, как выясняется из переговоров с Полиграф. Отделом, может легко дать 25-30% на затраченную сумму.

Поэтому я предлагаю следующее:

1)                Губисполком берёт на себя издание моих вещей – в первую очередь мелких, как более доходных и технически легче издаваемых, а в дальнейшем, по выяснении на практике всех деталей дела, - и крупных.

2)                Фактическим исполнителем издания являюсь я, причём никакого вознаграждения ни за эту работу, ни как автор, не получаю.

3)                На всех изданиях отпечатывается надпись «Издание Смол. Губисполкома», и весь доход от издания поступает целиком в распоряжение Губисполкома, причём я предлагаю весь чистый доход обратить на дело помощи голодающим, а на обложке изданий сделать соответствующую надпись и рисунок

4)                Первый выпуск издания должен появиться в свет через 10 дней по получении денег на издание (согласно предварительным переговорам с полиграфическим отделом).

5)                Губисполком ассигнует сразу 150 миллионов рублей, а остальную сумму – по мере выполнения издания, по частям (согласно предварит. переговорам моим с т. Ровинским, технически это вполне осуществимо). Если продажа выпущенных изданий пойдёт сразу, то возможно, что дальнейших ассигнований и вообще не потребуется.

Принимая во внимание, что в ближайшие дни (4-5 мая) я еду в Москву, я просил бы решить этот вопрос до поездки. Тогда я сразу смогу закупить партию бумаги, и это выйдет много дешевле, чем покупка по частям через Полиграфический Отдел. Тоже относится и к другим материалам (краски, тушь и т.п.).

Встречая до сих пор со стороны Губисполкома самое внимательное к своей художественной деятельности отношение, принимая во внимание острый голод на нотном рынке повсюду, а особенно в Смоленске, где масса учащихся. Значительную доходность предприятия и большое его принципиальное значение, я надеюсь, что и в этот раз Президиум пойдёт мне навстречу в этом трудном деле.

 

Врач П. Триодин

3 мая 1922 г.

г. Смоленск. Университет.

 

 

Список вещей, намечаемых к изданию

А) Для пения соло

 

1.                 Ночь. Стих. Верхарна (для баса).

2.                 Осень. Стих. Верхарна (для баса).

3.                 Спесь. Стих. А. К. Толстого (для баса).

4.                 Элегия. Стих. Чернова С. П. (для баритона).

5.                 Демон. Поэма Блока (для баритона).

6.                 Серенада. Стих. Чернова С. П. (для баритона).

7.                 Весна. Стих. Чернова С. П. (для баритона).

8.                 Царь-Голод. Стих. NN (для баса).

9.                 Из оперы «Князь Серебряный»:

а) Ариозо Елены

б) Ариозо Вяземского

в) Ариозо Серебряного

г) Ариозо Морозова

 

Б) Хоры

 

1.                 «Ах ты степь широкая» (мужской хор).

2.                 Павшим бойцам (Похоронный марш) (мужской хор).

3.                 Пантелей-целитель (смешанный хор).

 

В) Инструментальная музыка

 

1.                 Колыбельная (для скрипки).

2.                 Элегия (для скрипки).

3.                 Романс для виолончели.

4.                 Melodie (рояль в 2 руки).

5.                 Из оперы «Князь Серебряный»:

а) Увертюра (рояль в 4 руки)

б) Пляска скоморохов (рояль в 4 руки)

6. Симфония №1, f-dur (рояль в 4 руки).

7. Концерт для фортепиано (для 2 роялей).

 

В президиум Губисполкома

 

На отношение 4-го мая с.г. за №4364 Губполитпросвет полагает, что издание музыкальных произведений композитора Триодина является весьма ценным и желательными для популяризации, но вместе с тем, необходимо отметить, что затрата на издания произведений т. Триодина вряд ли окупится вследствие малого знакомства с произведениями Триодина и вообще ходкости нот на рынке.

При сём прилагается заявление т. Триодина.

 

Зав. Губполитпросветом (Подпись «Кутузов»)

Зав. художественным п/о (Подпись неразборчива)

Секретарь (Подпись неразборчива)

 

Штамп:

Р.С.Ф.С.Р

Народный комиссариат просвещения

Смоленский губернский отдел народного образования

Полиграфическо-просветительский подотдел

Мая 10, 1922 г.

№1312

Гор. Смоленск

 

Резолюция:

 

В ходатайстве композитора Триодина отказать (Подпись неразборчива).

 

Приведенные выше документы – голос композитора Петра Николаевича Триодина, дошедший до нас из прошлого. Это первый документ, в котором сам композитор говорит о своём творчестве. Из этих документов мы узнаём, что до 1922 года произведения П. Н. Триодина ещё не издавались. К моменту обращения П. Н. Триодина в Губисполком с просьбой издать его произведения типографским способом в его творческом портфеле насчитывалось уже около 30 завершённых музыкальных произведений, среди которых были как произведения малой формы, так и большие произведения: опера, симфония, концерт.

Остаётся только горько сожалеть о том, каким бы музыкальным богатством мы обладали сейчас, если бы одним росчерком пера чиновника, краткой резолюцией не было отказано композитору П. Н. Триодину в издании его музыкальных произведений!

Есть надежда, что при тщательном анализе государственных архивов, всё-таки удастся обнаружить партитуры неизданных произведений композитора П. Н. Триодина, творческая мощь которого и музыкальные достижения могут быть сравнимы и сопоставимы с таковыми выдающихся русских композиторов А. П. Бородина и М. П. Мусоргского. Дело чести наших современников разыскать эти произведения и ввести их в музыкальное обращение.

 

Литература

 

1. Глотов В. А. Композитор П. Н. Триодин: новые материалы к биографии, эстонский след. – Смоляне на службе Отечеству: сборник статей научно-практической конференции (2016 г.). – Смоленск: Свиток, 2017. – 280 с.: ил. – С. 32-33.

2. Государственный архив Смоленской области. Фонд Р-13 «Смоленский губис­пол­ком». Опись №1. Дело №184.

 

Глотов Владимир Александрович, заведующий кафедрой анатомии человека ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, профессор, Россия, Смоленск

Лышковская Ирина Николаевна, главный специалист Отдела использования и публикации документов ОГКУ «Государственный архив Смоленской области», Россия, Смоленск

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Заявление, написанное рукой П. Н. Триодина (3 страницы)

Документ вводится в научное обращение впервые

 

 

 

Сопроводительное письмо к этому заявлению с наложенной резолюцией (1 страница)

Документ вводится в научное обращение впервые

 

 

Кафедра анатомии человека

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, профессор, Россия

214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Smolensk State Medical University, Russia

214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Отдел использования и публикации документов

ОГКУ «Государственный архив Смоленской области», Россия

Смоленск

Поступила в редакцию 19.09.2017.