Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 18. -

Вып. 4. - 2019. - URL:

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/N-64-html/TITL-64.htm

http://www.sci.rostelecom67.ru/user/sgma/MMORPH/N-64-html/cont.htm

 

УДК 616-058:378 (447)

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ

 

© 2019 г. Сатурская А. С., Лепявко А. А., Сатурская У. В.

 

(saturska.doc, saturska.pdf)

 

В статье представлены результаты научного исследования использования интерактивных методов в подготовке специалистов общественного здоровья и медицинской сферы.  Исследование доказало, что при обучении студентов-медиков по методике развития критического мышления студенты должны пройти через три стадии освоения материала - восприятие, осмысление, применение. Именно данный подход обеспечивает подготовку висококвалифицированых специалистов, способных к самостоятельному взвешенному принятию решений в различных проблемных ситуациях. Поэтому необходимо обеспечивать дальнейший поиск и внедрение инновационных методов в учебный процесс в подготовке специалистов общественного здоровья и медицинской сферы.

Ключевые слова: кадровые ресурсы здравоохранения, общественное здоровье, критическое мышление.

 

Введение.

В современном мире общепринятым является факт того, что квалифицированные кадровые ресурсы здравоохранения являются одним из главных условий успешности медицинской отрасли и сферы общественного здоровья [1]. Медицинские кадры рассматриваются как стратегический капитал, 70 % капиталовложений в отрасль здравоохранения в мире направляется именно на ее кадровое обеспечение. Таким образом, реализация инновационных подходов в обучении врачей и специалистов общественного здоровья в системе образования является весомым и необходимым условием для обеспечения дальнейшего развития общества. В свою очередь, ужесточение требований по подготовке нового поколения врачей, способных качественно выполнять задачи по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, диктует необходимость научить их выполнять функции менеджера учреждения здравоохранения с умением планировать и экономически обосновывать, организовывать, мотивировать персонал и контролировать его деятельность.

Эффективная работа специалистов в новых условиях невозможна без усвоения главных принципов организации учреждений общественного здоровья и непосредственно системы здравоохранения через организационную деятельность. Именно изучение общественного здоровья как учебной дисциплины позволяет акцентировать внимание на изучении зависимости здоровья от различных факторов, в том числе социальных, на подходах к разработке и оценки эффективности мероприятий по улучшению и совершенствованию оказания медицинской помощи.

Инновационные методы обучения позволяют проводить анализ потока информации в современном мире, с последующей эффективной передачей большого объема знаний и обеспечением высокого уровня овладения материалом, который изучается. Одной из методических инноваций является использование интерактивных методов обучения (с англ. «inter» - взаимный, «act» - действовать) [2]. К ведущим методам интерактивных форм обучения относятся тренинги, дискуссии, кейс-методы, методы проектов, деловые игры, методы анализа ситуаций и развития критического мышления [3].

Основная часть.

Важным фактором, определяющим тенденции развития системы медицинского образования многих стран - является качество образования, соответствующего потребностям общества с моментами опережения. Это актуализирует вопрос разработки технологий внедрения активного продуктивного обучения в методику преподавания социальной медицины и общественного здоровья, а также применение методов и приемов для развития критического мышления и анализа ситуаций [3].

Социальная медицина и общественное здоровье как наука и предмет преподавания занимает ведущее место в современной медицинской науке и подготовке специалистов системы здравоохранения. Данная учебная дисциплина раскрывает весь спектр фундаментальных понятий «здоровье» и «здравоохранение», особенности их формирования, современные тенденции трансформации и влияние на общественное развитие с последующим обоснованием медико-социальных мероприятий государства, общества и системы здравоохранения в направлении сохранения, укрепления и восстановления здоровья [4].

В данном исследовании был использован метод анализа ситуаций для формирования у студентов-медиков и будущих специалистов сферы общественного здоровья критического мышления. Анализ ситуации состоял в том, что участникам предлагается осмыслить и проанализировать ситуацию, описание которой одновременно не только отражает практическую профессиональную проблему, но и актуализирует комплекс знаний, которые необходимо усвоить при решении этой проблемы. Причем сама проблема не имеет однозначных решений. Применение анализа конкретных ситуаций (метод конкретных ситуаций, кейс-метод, метод ситуационного анализа) - позволяет использовать описание реальных профессиональных, экономических и социальных ситуаций. Метод критического мышления у студентов-медиков стимулирует процесс анализа, синтезирования и обоснование оценки достоверности / ценности информации; свойство воспринимать ситуацию глобально, находить причины и альтернативы; способность генерировать или менять свою позицию на основе фактов и аргументов, корректно применять полученные результаты к проблемам и принимать взвешенные решения.

На основе анализа разработок по методике преподавания учебной дисциплины с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ), собственной практики такого обучения приходим к выводу, что особенностями обучения следует считать следующие:

- анализ задач, решение которых требует мышления высшего уровня (анализа, синтеза, сравнения, установления логических связей, обобщения, оценки);

- исследование, где студенты-медики учатся осмысливать, конструировать собственное мышление;

- задания, при которых происходит активизация познавательной деятельности студентов в межличностном взаимодействии и постоянном сотрудничестве при поиске источников информации и их обработки, систематического оценивания и аргументации, опровержения или доказательства (мыслей, суждений, утверждений, положений и т.п.), оперирование доказательствами и формулировка аналитических выводов;

- когда межличностное взаимодействие и сотрудничество в обучение базируется на активной речевой деятельности - студенты-медики объясняют, спорят, доказывают, обосновывают, выдвигают идеи, совместно выполняют задания, принимают решения и связывают новый материал с усвоенным ранее;

- при которых результатом обучения является не усвоение фактов или мыслей, а формирование собственных суждений (умозаключений) на основе применения к учебной информации определенных приемов (технологий) мышления;

- если обучение предполагает личную ответственность, то есть студенты должны быть мотивированы к обсуждению и решению проблем, а не пытаться избегать этого, настроены на позитивную взаимозависимость - успех каждого зависит от его опыта и деятельности других; совместная деятельность способствует успеху; оценки информации, процесса и деятельности осуществляется каждым;

- при которых преподавание в этом процессе является стратегией постоянного оценивания результатов с использованием обратной связи "студент -преподаватель» на основе активности преподавателя [5].

Методика развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве студента и преподавателя, стимулирует развитие у студентов аналитического и творческого подходов к любому материалу.

Базовая модель технологии развития критического мышления вписывается в учебное занятие студентов и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Первая стадия - актуализирует имеющиеся знания студентов-медиков, возбуждает интерес к теме; именно во время этой стадии формулируется проблема и определяются цели изучения материала. Вторая стадия заключается в осмыслении нового материала - это стадия реализации содержания. Третья стадия - рассуждения или рефлексии.

Выводы.

1. Таким образом, при обучении по методике развития критического мышления студенты должны пройти через три стадии освоения материала, поскольку каждая из них отражает соответствующее звено процесса усвоения: восприятие → осмысление → применение. Именно данный подход обеспечивает подготовку висококвалифицированых специалистов, способных к самостоятельному взвешенному принятию решений в различных проблемных ситуациях.

2. Освоение материала с использованием методики развития критического мышления требует от студентов-медиков определенного базиса, в частности знать и четко формулировать основные понятия из сферы эпидемиологии и биостатистики; уметь определять границы и возможности практического использования статистических данных; знать, что такое cтратегическая информация и осознавать ее роль в улучшении здоровья населения; иметь базовые навыки владения инструментами мониторинга и оценки; знать методы сбора, анализа и интерпретации данных, их возможности и ограничения использования; владеть базовыми знаниями касательно принципов коммуникации и представления результатов.

3. Для обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо обеспечивать дальнейший поиск и внедрение инновационных методов в учебный процесс студентов, которые проходят обучение в сфере общественного здоровья.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление». Молодой учёный. 2009. № 11. С. 170-174.

2.     Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. 176 с.

3.     Elliott C., Turnbull S. Critical Thinking in Human Resource DevelopmentRoutledge, 2005. 210 с.

4.     Halpern, D.F. ‘The nature and nurture of critical thinking’ in Sternberg, R., Roediger, R. and Halpern, D.F. (eds) Critical Thinking in Psychology, Cambridge, MA, Cambridge University Press. 2007.

5.     Johnson, S. and Siegel, H. Teaching Thinking Skills, London, Continuum. 2010. 

 

INNOVATIVE APPROACHES AND USE OF INTERACTIVE METHODS IN EDUCATION OF PUBLIC HEALTH AND MEDICAL SPECIALISTS

 

Saturska H. S., Lepiavko A. A. Saturska U. V.

 

The article presents the results of a scientific study of the prospects for using interactive methods in the training of public health and medical specialists. The study proved that when teaching medical students according to the methodology for the development of critical thinking, students must go through three stages of mastering the material - perception, understanding, application. This approach provides the training of highly qualified specialists who are capable of independent balanced decision-making in various problem situations. Therefore, it is necessary to ensure the further search and implementation of innovative methods in the educational process in the preparation of public health and medical specialists.

Key words: human resources for healthcare establishments, public health, critical thinking.

 

Сведения об авторах:

Сатурская Анна Степановна – д.м.н., зав. кафедры общественного здоровья и управления здравоохранения Тернопольского национального медицинского университета имени И. Я. Горбачевского Министерства здравоохранения Украины, кафедра общественного здоровья и управления здравоохранения, ул. Словацкого, 2, Тернополь, Украина,

тел. +38 (098) 0651672

saturska.gs@gmail.com

Лепявко Андрей Андреевич – к.м.н., доц. кафедры внутренних болезней № 2 Тернопольского национального медицинского университета имени И. Я. Горбачевского Министерства здравоохранения Украины, кафедра внутренних болезней № 2, Тернополь, Украина,

lepyavko@tdmu.edu.ua

Сатурская Ульяна Владимировна – студентка 6 курса Тернопольского национального медицинского университета имени И. Я. Горбачевского Министерства здравоохранения Украины, Тернополь, Украина.

saturska_ulvo@tdmu.edu.ua

 

Тернопольский национальный медицинский университет

имени И. Я. Горбачевского

Министерства здравоохранения Украины

Кафедра общественного здоровья и управления здравоохранения

I. Horbachevsky Ternopil National Medical University of the Ministry of Health of Ukraine, Ternopil, Ukraine

Поступила в редакцию 19.11.2019.