УДК 616-002.5/6

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

© 2001 г. К. К. Колин

Рассматриваются основные направления и современные задачи информатизации образования в России. Показана возрастающая роль содержательного направления информатизации образования, в рамках которого решаются задачи подготовки специалистов для работы в информационной сфере формирования новой информационной культуры общества, фундаментализации образования и формирования нового информационного мировоззрения.

Дается краткая характеристика содержания нового общеобразовательного курса "Фундаментальные основы информатики", предназначенного для системы высшего и продолженного высшего образования.

1. Современный мир и проблемы образования

Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что окружающий нас мир все более стремительно изменяется. При этом масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социально-экономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемы развития цивилизации - проблемы человека в изменяющемся мире [1].

Существо этой проблемы состоит в том, что общественное сознание миллионов наших современников, уровень их профессиональных знаний и навыков, а также степень развития общей культуры общества и, в частности, такой ее важной составляющей, как информационная культура, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования человечества в изменяющемся мире.

Одним из социальных последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в последние десятилетия XX-го века, явился общий кризис системы образования. Этот кризис сегодня охватывает практически все страны мирового сообщества, в том числе и Россию. Существо этого кризиса заключается отнюдь не в финансовой недостаточности сферы образования, хотя важности этой проблемы также нельзя недооценивать. Однако главная проблема состоит здесь сегодня совсем в другом - в неадекватности содержания образования, а также масштабов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному вектору цивилизационного развития.

Именно поэтому в последние годы во многих странах мирового сообщества проблеме образования уделяется все большее внимание. Сегодня эта проблема широко обсуждается не только среди ученых и педагогов, но и в сфере бизнеса, геополитики, стратегии обеспечения национальной безопасности. При этом система образования начинает осознаваться в обществе уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального экологического и духовного кризиса.

Вместе с тем большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что сегодня необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, часто называемые в научной литературе вызовами XXI-го века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию [2,11].

Актуальность модернизации современной системы образования обусловлена тем, что новые условия существования человечества в XXI–м веке предъявляют к образованию ряд принципиально новых требований. Сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня образованности людей, но и формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

Результаты прогнозных исследований, показывают, что в наступающем веке образование должно будет стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям, которые будут требовать не только постоянного совершенствования орудий труда, но также самого его содержания, способности овладевать новыми знаниями и специальностями профессиональной деятельности.

Существенно более широкое развитие по сравнению с современным уровнем должна получить в ближайшем будущем система высшего образования. Уже сегодня такие страны, как Япония, рассматривают вопрос о переходе в начале XXI-го века к всеобщему высшему образованию. Это требование обусловлено высоким уровнем перспективных технологий, которые аккумулируют в себе передовые достижения научно-технического прогресса и поэтому требуют для их производства и освоения высокообразованных специалистов.

Таким образом, основные ответы на вызовы XXI-го века должна дать именно система образования, которая в ближайшие годы должна быть существенным образом преобразована на основе новой образовательной парадигмы, адекватной изменившимся условиям существования человечества, а также реалиям научно-технического и социального развития.

2. Глобальная информация общества и новые требования к системе образования

Главным направлением формирования перспективной системы образования будут являться следующие:

Развитие глобального процесса информатизации общества, который сегодня уже охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе - и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности. Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступающий XXI-й век будет веком информации и научных знаний [3]. Все это ставит перед системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Это, в свою очередь, требует и принципиально новых подходов к проблеме информатизации образования, которая становится стратегически важным направлением развития системы образования, фундаментальной научной проблемой [5].

3. Инструментально-технологическое направление информатизации

образования и его основные задачи

Рассматривая современное состояние и перспективы развития процесса информатизации образования, можно выделить два основных направления развития этого процесса:

В свою очередь, в составе инструментально-технологического направления мы выделим следующие четыре крупных задачи:

  1. Использование средств информатики и информационных технологий как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. Это направление информатизации образования иногда называют педагогической информатикой.
  2. Информационная поддержка образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных и обычных библиотеках, архивах, фондах и других источниках информации.
  3. Информатизация управления системой образования со стороны федеральных, региональных, ведомственных или же внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать это управление более эффективным.

Развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности качественного образования для удаленных пользователей и возможности повышения их квалификации без отрыва от производства.

4. Педагогическая информатика

Если говорить о современных тенденциях в содержании перечисленных выше основных задач данного направления, то здесь можно отметить следующие наиболее важные тенденции.

В области педагогической информатики сегодня наиболее перспективным направлением представляется использование средств информатики и новых информационных технологий для развития творческих способностей человека. В последние годы здесь появились принципиально новые возможности для решения этой задачи на основе использования компьютерной графики и так называемых когнитивных технологий, специально ориентированных на развитие способностей человека к творчеству.

Эти возможности открылись благодаря появлению в сфере образования последних поколений персональных ЭВМ типа Pentium, которые являются практически первыми достаточно доступными для системы образования графическими станциями. Их использование открывает новые возможности для использования в системе образования объемных изображений и мультимедийных средств, а также для информационного моделирования многих достаточно сложных процессов, изучаемых в средней и высшей школе.

Хотелось бы подчеркнуть, что технологические успехи в развитии вычислительной техники в данном случае привели к качественно новому явлению в организации образовательного процесса. Это явление заключается в принципиальной возможности представления знаний в различных формах: текстовой, графической, звуковой, динамической. А это, в свою очередь, открывает принципиально новые возможности не только для восприятия этих знаний человеком, но и для развития у него способностей оперировать этими знаниями.

Так, например, некоторые специалисты утверждают, что для людей будущего принципиально важно иметь хорошее пространственное мышление, навыки которого должны быть своевременно развиты в системе образования. С этой целью предлагаются новые принципы изучения геометрии, химии, физики и биологии, в которых пространственные представления об изучаемых объектах и процессах их взаимодействия являются исключительно важными [12].

5. Информационная поддержка образовательного процесса

В области информационной поддержки образовательного процесса сейчас все большее развитие получают так называемые электронные библиотеки. Они содержат достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, а также электронные учебники. Последние представляют собой новые виды учебных пособий, специально подготовленные для целей образования и самообразования на основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.

Электронные учебники уже доказали свою высокую эффективность при самостоятельном изучении иностранных языков, получении некоторых профессиональных знаний, например, правил вождения транспортных средств, и в ряде других случаев образовательной практики.

Исключительно острой для системы образования России является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема также в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети Internet, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети "ТВ-информ". В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть "ТВ-информ-образование", основанная на передаче компьютерной образовательной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения [4].

Практика показала, что использование таких сетей является весьма перспективным для условий России с ее громадной по протяженности территорией и большой разницей в часовых поясах. Тем более что и по стоимости пользования услугами этой сети получается значительный выигрыш по сравнению с другими видами информационных телекоммуникаций.

6. Дистанционное образование

Одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Термин “дистанционное образование” появился в нашей стране сравнительно недавно и означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационные технологии и телекоммуникационные сети.

Развитие таких сетей в передовых странах и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования для все большей части их граждан. Ведь оно позволяет им получать необходимый уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных учебных заведениях, не прекращая других видов своей деятельности. Так, например, уже в 1996 году более 20% канадских студентов пользовались услугами систем дистанционного образования, которые в этой стране достаточно хорошо развиты и финансируются из региональных бюджетов.

Дистанционное образование открывает широкие возможности для получения образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющим возможности прервать свою основную работу, а также для граждан, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях.

Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой повышения качества людских ресурсов.

В настоящее время в передовых странах мира уже имеется достаточно много учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты системы высшего образования. В самые последние годы появились даже так называемые “мегауниверситеты”, в которых количество студентов превышает 100 тысяч человек, именно благодаря использованию методов дистанционного образования.

К таким методам для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников в последние годы все чаще прибегают и крупные фирмы, которые используют для этих целей сеть Internet или же свои собственные корпоративные сети. Так, например, крупная американская компания Sun Health-care Group, которая занимается оказанием медицинских услуг и имеет годовой оборот в 3 млрд. долларов, создала собственную сеть обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему миру. Это позволило данной компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы созданы также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.

По оценкам аналитиков исследовательской корпорации IDC (США) совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения достигает в США значения в 1,1 млрд. долларов.

Что же касается системы дистанционного образования в России, то она начала активно развиваться лишь в последние годы. Тем не менее, сегодня эта форма образовательного процесса используется уже в десяти крупных ВУЗ’ах, которые имеют более 500 региональных центров и филиалов, расположенных в самых различных регионах нашей страны.

При этом в качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:

В основных задачах Министерства образования России на ближайшие годы определены специальные меры по дальнейшему развитию системы дистанционного образования. С 1999 года в России реализуется Межвузовская программа “Научно-методическое обеспечение дистанционного образования”. Продолжается и начатый ранее всероссийский эксперимент в сфере дистанционного образования.

Признанным лидером в системе дистанционного образования России сегодня является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в составе которого создан Институт дистанционного образования. Этот институт разработал и внедрил сетевую технологию дистанционного образования через сеть Internet, которая активно используется в его региональных центрах. Их сейчас насчитывается более 200.

В МЭСИ также создана и сетевая электронная библиотека научной и учебно-методической литературы, издаются монографии по теории и практике дистанционного образования и дистанционным образовательным технологиям. С 1997 года в России издается специализированный журнал “Дистанционное образование”, а в 1998 году при Министерстве образования России создан Координационный совет по проблеме дистанционного образования. В III–м квартале 2000 года Министерством образования России объявлено о начале реализации новой государственной программы “Создание системы открытого образования” [13].

Все эти меры свидетельствуют о понимании в России важности проблемы развития системы дистанционного образования и создают научно-организационную и технологическую основу для решения этой проблемы в ближайшем будущем.

7. Содержательное направление развития информатизации образования и его основные задачи

В последние годы в процессе информатизации образования все большее внимание начинает уделяться содержательным проблемам, т.е., изменению целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса. Сегодня уже представляется бесспорным тот факт, что в перспективной системе образования должны преобладать информационные компоненты. Ведь система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде обитания людей в информационном обществе, но также формировать у них новую информационную культуру и новое, информационное мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечение жизни и деятельности самого человека.

Таким образом, проблема информатизации образования сегодня уже не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая, а тем более, как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо изменить цели образования, обеспечить его принципиально новую ориентацию на условия и проблемы информационного общества [5].

В составе содержательного направления развития информатизации образования целесообразно различать следующие четыре наиболее важных задачи:

  1. Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями.
  2. Формирование в обществе новой информационной культуры.
  3. Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.
  4. Формирование у людей нового, информационного мировоззрения.
  5. Рассмотрим содержание перечисленных выше задач несколько более подробно.

8. Подготовка специалистов для информационной сферы

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что дальнейшее стремительное развитие средств информатики и все более широкое внедрение ее достижений в различные сферы социальной практики приведут к формированию новой среды обитания человека, которую современные философы и футурологи все чаще называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру [15].

Анализ показывает, что доля работающего населения, занятого в информационной сфере общества, быстро и неуклонно возрастает.

Появляются все новые и новые информационные профессии, связанные с формированием и эксплуатацией электронных библиотек, баз данных и знаний, систем связи и телекоммуникации, применения мультимедийных средств и геоинформационных систем и так далее и тому подобное. При этом уровень требований к профессиональной квалификации таких специалистов также быстро растет. Мало того, уже сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают тот уровень подготовки специалистов, которые имеются в современном обществе. И это ставит перед системой образования весьма актуальную, социально и экономически важную проблему - подготовки специалистов, способных эффективно использовать как уже имеющийся, так и вновь формируемый информационный потенциал общества.

Решение этой проблемы определяется тремя основными факторами:

Все эти три фактора являются традиционными и достаточно хорошо известны со времени начальных этапов информатизации общества. Однако, от этого ни их важность, ни актуальность нисколько не умоляются, а наоборот, все больше и больше возрастают.

9. Информационная культура общества и основные факторы ее развития

Информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемых в данном обществе современных информационных технологий. Многое зависит также и от уровня развития его информационной культуры. Ведь, как свидетельствует исторический опыт развития научно-технического прогресса, любые технические новшества и идеи становятся в социальном плане эффективными лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры.

Под информационной культурой общества мы будем в дальнейшем понимать его способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития.

Необходимо отметить, что уровень информационной культуры является также важнейшим движущим фактором этого развития. Ведь на современном этапе развития цивилизации осуществляется шестая информационная революция, происходит переход к новому технологическому укладу, основанному на широкомасштабном использовании информации и научных знаний практически во всех сферах человеческой деятельности [13,15].

В этих условиях качество важнейшего ресурса развития цивилизации, а именно человеческого ресурса, знаний, опыта и профессиональных навыков людей, становится определяющим. Именно поэтому вопросы развития информационной культуры общества, как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде, должны находиться в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП.

Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI-го века. Так, например, в докладе Международной комиссии по образованию для XXI-го века "Образование: скрытое сокровище" подчеркивается, что в условиях все большей глобализации общества и развития всеобщей коммуникации достижение целей социальной гармонизации и демократизации общества лежит на пути перехода к обществу информации и обществу образования.

В этом докладе содержится рекомендация о создании под эгидой ЮНЕСКО Обсерватории новых технологий, которая должна следить за их эволюцией и их возможным воздействием не только на системы образования, но и на современные общества.

В последние годы ЮНЕСКО распространило целый ряд документов, которые ориентируют страны мирового сообщества на все большую информационную ориентацию системы образования. Эта система должна давать человеку не только знания о быстро возрастающих возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но также и умения эффективно пользоваться этими возможностями в своей жизни и профессиональной деятельности.

Поэтому девиз: “От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества” должен стать для системы образования доминирующим на ближайшие десятилетия XXI-го века.

10. Фундаментализация образования на основе новых принципов изучения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины

Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решение в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также тех случаях, когда сталкиваются с новыми, весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.

Под термином фундаментализация образования в дальнейшем понимается существенное повышение качества образования и уровня образованности людей, его получающих за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса.

Для достижения целей фундаментализации образования представляется необходимым [6]:

1. Переместить фокус внимания преподавателей и учащихся с проблемы изучения прагматических знаний на проблемы развития общей культуры человека на основе познания лучших достижений цивилизации, а также на формирование научных форм системного мышления.

2. Изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы помимо изучения истории развития культуры, общества и процесса формирования современной науки, которые, безусловно, необходимы для общего развития каждого человека, значительная часть времени уделялась выработке современных представлений о целостном содержании системы наук, перспективах ее дальнейшего развития.

Другими словами, акцент должен быть сделан на изучении наиболее фундаментальных законов природы и общества в их современном понимании. С этой целью представляется целесообразным уже сегодня разработать и ввести в систему образования ряд новых учебных дисциплин, обобщающих последние достижения фундаментальной науки в таких областях научного знания, как синергетика, глобалистика, ноосферология теоретическая и социальная информатика, геополитика и безопасность, информационная безопасность и некоторые другие.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о простом увеличении количества изучаемых дисциплин, а о формировании принципиально новых фундаментальных учебных курсов для системы образования, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания [16].

Одним из таких курсов и является новый учебный курс “Фундаментальные основы информатики”, разрабатываемый автором для системы высшего образования, начиная с 1996 года [8]. Один из разделов этого курса “Социальная информатика” уже внедряется в систему образования [9].

В последние годы в российской системе образования наметился новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины, которой находит все большее понимание и поддержку, не только среди ученых, но и среди преподавателей высшей и средней школы, работников Министерства образования [14]. Этот подход уже начинает активно проникать и в государственные образовательные стандарты России. Так, например, в проекте федерального компонента Государственного образовательного стандарта России для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования содержится следующая характеристика информатики, как образовательной области: “Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий”.

11. Мировоззренческая роль нового курса информатики в системе образования

Необходимо особо подчеркнуть мировоззренческую роль нового курса информатики в современной системе образования. Изучение этого курса содействует формированию у обучаемых целостной системно информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе и технике [7,16].

Таким образом, информатика сегодня – это актуальная комплексная междисциплинарная проблема, в решении которой одинаково важны как фундаментальные, так и прикладные исследования. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие специалистов академической науки и системы образования. Главным итогом вышеуказанного взаимодействия должно стать продвижение новых идей и результатов в области фундаментальной информатики в сферу образования. Сегодня этот процесс уже стал практически необратимым, так как поддерживается не только специалистами академической науки, но также многими учеными и преподавателями, работающими в сфере образования [10].

Представляется исключительно важным и своевременным сфокусировать внимание руководителей органов образования, ученых и педагогов, а также средств массовой информации на этом направлении развития системы образования для того, чтобы новый подход к изучению информатики нашел свое адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы высшего и среднего образования, а также в системе переподготовки специалистов с высшим образованием и, в первую очередь, - педагогов.

При этом изменения должны быть внесены не только в содержание образовательной области “Информатика” и смежных с ней технических дисциплин (вычислительной техники, кибернетики), но также и в содержание ряда гуманитарных образовательных областей, таких, как философия, экономика, социология, психология.

12. Заключение

Приведенный выше системный анализ современного состояния, основных задач и перспектив развития процессов информатизации образования позволяет сделать следующие основные выводы.

  1. Проблема информатизации образования находится сегодня на новом этапе своего развития, главное содержание которого состоит в том, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные задачи информатизации образования. Именно они должны быть сегодня в центре внимания ученых, педагогов и специалистов сферы образования, так как от их решения во многом зависит качество образования, социальная значимость которого быстро возрастает.
  2. Информатизация образования является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования – его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. Поэтому информатизация образования должна рассматриваться сегодня как стратегически важное направление его развития.
  3. Сегодня необходима новая концепция информатизации образования России, которая отражала бы современное понимание этой стратегически важной для развития нашей страны проблемы в новых условиях существования человечества в XXI-м веке. Ведь уровень развития системы образования будет на долгие годы оставаться тем приоритетным фактором, от которого зависит не только экономическая мощь и социальная стабильность страны, но также и ее геополитическое положение в мировом сообществе, информационная и национальная безопасность [17].

Литература

  1. Колин К. К. Человек и будущее: динамический вызов. - “Alma mater” (Вестник высшей школы). - М., 1999. - № 10.
  2. Колин К. К. Вызовы XXI-го века и проблемы образования. Лекция-доклад. Серия материалов Всероссийской школы-семинара “Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства”. - М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 53 с.
  3. Велихов Е. П. Общество знания. “Мир связи и информации” CONNECT. М., 1996, сент.-окт.
  4. Телекоммуникационная сеть “ТВ-ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ”. Институт информатизации образования. - М., 1996.
  5. Колин К. К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. - Дистанционное образование. - М. - 1998. - № 4.
  6. Колин К. К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования. - Информационные ресурсы в России. - М. - 1997. - № 5.
  7. Колин К. К. Информационный подход в методологии науки и информационное мировоззрение. - “Alma mater” (Вестник высшей школы). М., 2000. - № 2.
  8. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. - М.: Изд-во “Академический проект”, 2000. - 350 с.
  9. Колин К. К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. - М.: И-т проблем информатики РАН, 2000. - 59 с.
  10. Образование и XXI-й век. - М.: Изд-во “Наука”, 1999.
  11. Колин К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство. - “Alma mater” (Вестник высшей школы). - М., 2000. - № 6.
  12. Колин К. К. Информационная технология как научная дисциплина. - Информационные технологии. - М., 2001. - № 2.
  13. Научное научно-методическое и информационное обеспечение системы образования на 2001-2002 г.г. - Поиск. - № 39 от 29 сентября 2000 г.
  14. Колин К. К. О структуре и содержании образовательной области “ИНФОРМАТИКА”. - Информатика и образование. - 2000. - № 10.
  15. Колин К. К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? -Библиотековедение. - 2001. - № 1.
  16. Колин К. К. Формирование современного естественнонаучного мировоззрения. Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
  17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - Российская газета. - 29 сентября 2000 г.

 

INFORMATIZATION OF FORMATION: NEW PRIORITIES

K. K. Kolin

Considered guidelines and modern problems informatizations formation in Russia. Shown increasing role profound direction to informatizations a formation, within the framework of co-thorium are decided problems of preparing the specialists for functioning in information scope of shaping a new information culture societies, fundamental formation and shaping new information vision of the world.

Given short feature of contents new general course "Fundamental bases of informatics", intended for the system of high and continued higher education.

 

Институт проблем информатики РАН

Поступила в редакцию 10.11.2001.