ПРОСПЕКТ КНИГИ

ЭКОЛОГИЯ

(Земля только одна!)

© 2001 г. Е.И. Каманин, В.Я. Легчаев

Монография профессора Е. И. КАМАНИНА, профессора В. Я. ЛЕГЧАЕВА построена по следующему плану.

Почва, ее бисферная роль и значение для человека. Пахотный фонд и резервы Земли. Черноземы. Болота. Пустыни. Расширение обрабатываемых земель. Продуктивность естественных и искусственных сообществ. Разрушение почвы и ее нерациональное использование. Эрозия. Транспорт, промышленность, строительство. Загрязнение почвы. Мелиорация почв. Удобрения. I. Минеральные (химические, искусственные) удобрения. II. Органические (естественные) удобрения. III. Бактериальные удобрения. Энергетические проблемы и суждения. Биологическое земледелие. Охрана почвы. Природоохранное воспитание и образование. Столыпинская земельная реформа. Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание крестьян. Частная собственность и о земле как частной собственности. Крики о распродаже земли. Работа и экономика в колхозах и совхозах. Воровство. Растащиловка. Пути к разору. Фермерство. Заметки о ваучеризации и приватизации. Привилегии, рыночные отношения и справедливость. Коррупция. Теневая экономика. Рынок. Инфляция. Земля только одна!

Развитие цивилизации не только не уменьшает, но даже увеличивает зависимость человека от земли. Почва вместе с водой, воздухом, животным и растительным миром составляют основу биосферы – лик Земли. Почва с ее гумусным слоем – самое дорогое наше богатство. К сожалению, почвенный слой земли катастрофически быстро деградирует. И тоже по вине людей. По распространенности эрозии почв СССР занимал третье место в мире (после США и Китая). В России эрозия захватила ? пашни (данные Академии наук). Почва быстро утрачивает свое плодородие: сейчас она содержит 4-7% гумуса вместо 11-13% в недалеком прошлом. Десятилетиями на селе хозяйствование шло по такой порочной схеме: беспризорный лес вырубали, оголенную ничейную (колхозно-совхозную) землю поливали бесплатной водой, за экологические вредные последствия никто не отвечал. И все потому. что природные ресурсы у нас были бесхозные, порой, бесплатные (вода для колхозов, совхозов. мелиораторов).

У хлеборобов в результате коллективизации исчезли стимулы к труду и повышению квалификации. Трудолюбивые крестьяне - кулачество было "уничтожено как класс" (неслыханный в истории факт уничтожения основных производителей государства). Уравниловка в распределении произведенного развратила людей. Сельхозпроизводством стали руководить комитеты бедноты ("комбеды"), т.е. те люди, которые сами себя не могли прокормить. "Безлошадность" расценивалась в "верхах" как некая доблесть, лодыри и люмпены с легкостью продвигались к управлению и власти. В сознании людей укоренилась опасная иллюзия о якобы коллективной ответственности "всех за все". Фактически же в стране была коллективная безответственность: никто ни за что не отвечал. Самообман, что де все окружающее – это наше, то есть мое, отучил людей от бережливости и сделал неэффективной охрану природы. А точнее природу никто не охранял. Природоохранные решения и постановления оставались лишь на бумаге. А рентабельно работать можно только на собственной земле, а не на "даровом" колхозно-совхозном поле. Работа же в убыток (за "трудодни-палочки"), без прибыли неизбежно ведет к омертвению хозяйства. Фактически каждый шаг в сельхозпроизводстве субсидировался. дотировался. Только не надо притворяться, что этого не было.

Частная собственность на землю – естественное право человека, без него нет свободного человека и нет демократии. За красивой фразой "Земля принадлежит народу" мы отсиживались много десятков лет. За это время крестьяне утратили связь с землей. Миллионам наших граждан надо дать землю в личную собственность с правом наследования, залога и продажи, т.е. сделать их имущими людьми. На своей земле они будут работать как хозяева, а не как поденщики, батраки. У людей появится чувство личной ответственности и бережливости. Отношения собственности является стержнем экономики. Экономично то, что экологично. Частная собственность сопряжена с ответственностью и свободой. Многие люди боятся ответственности, а без ответственности нет свободы. И поэтому нет бережливости и стимулов к охране природы. Холоп, ничего не имея, ничего не теряет и никому ничем не обязан. Словом, он человек необязательный. Чувство хозяина, собственника было вытравлено из сознания людей. Словно в гимне распевали: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое".

Частная собственность на землю должна быть неприкосновенной. Это создаст средний имущий класс и сделает его неуязвимым перед агробюрократией и любым произволом госапаратчиков. И чтобы владельцы земли не боялись, что у них ее вновь отберут. Нужно возродить заброшенные и забытые властью и Богом хутора и деревни. Вернуть крестьян на одичавшие угодья, а горожан – на дачные участки и огороды. В России должно бать правилом: "Мой дом – моя крепость!". Государство должно быть для человека, а не человек для государства.

Жизнь заставит придти к рынку на землю. Без вольной частной собственности на землю бал правят не законы, а власть имущие госагрочиновники. Земельную реформу нужно делать без посредников и без ограничений, т.к. на ограничениях наживаются нечестные люди.

Техническая революция делает жизнь людей более комфортной за счет природы. Возникает конфликт между стремлением людей ко все большему богатству и комфорту, а также желанием сберечь здоровье и выжить. Углубление этого противоречия может сделать человечество жертвой собственной экологически непродуманной деятельности. Вот почему люди должны ограничиться "разумным максимумом удобств" и понять, что есть пределы вмешательства их в природу. Да, Россия богата природными ресурсами, но губительно опасно думать, что эти богатства бесконечны. Люди в своей деятельности должны копировать природу, где конечные продукты одного биологического цикла являются исходными материалами для последующих процессов. В природе отходов нет. Деятельность людей необходимо включить в функцию биосферы. В понятие национального богатства обязательно надо включать и биологические природные ресурсы. К сожалению, наша экономическая наука практически не учитывала экологических последствий хозяйственной деятельности и поведения людей. А экономические оценки без учета "биосферных затрат" – неточны и потенциально опасны. Нам нужно упорное экологическое воспитание (вернее, перевоспитание) и образование. А всякое воспитание невозможно без знания, без просвещения. К сожалению, у нас нет общей концепции по экологическому обучению. Да и надобности в этом будто бы не было. Дело в том, что в бывшем СССР десятилетиями нельзя было ни говорить. ни писать о причиняемом нашими людьми ущербе природе. А раз природе вреда нет, то и природоохранные знания вроде бы не нужны. Известно, что прошлые цивилизации похоронены на кладбищах своих собственных ошибок. Часто опыт увеличивает мудрость, но к сожалению не уменьшает нашу глупость.

В отношении людей к природе следует переменить ценностный стереотип общественного сознания: люди должны мыслить биосферными категориями. Экологическое воспитание и образование, а также экологическая культура и этика должны стать составной частью общего воспитания и образования, общечеловеческой культуры и этики. Комплексная, междисциплинарная система система воспитания и образования должны быть экологизированы. Все люди должны быть экологически грамотными, а для этого ныне не обойтись без своеобразного "экологического ликбеза". К сожалению, литература по природоохранной тематике на данном этапе бедна и маловыразительна. Литература по указанной тематике должна быть научно-популярно-публицистической. Дабы задеть сознание людей разных профессий и уровней грамотности. Правда, этот литературный жанр весьма трудный, но чрезвычайно необходимый.

Смоленск

Поступила в редакцию 16.05.2001.