УДК 7.1. ББК85.10

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ

СМОЛЕНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ

Новые материалы о сотрудниках Картинной галереи 20 – 30 годов

© 2002 г. Е. П. Попова

Статья знакомит с фактами истории Смоленской Художественной галереи, основанными на ранее не публиковавшихся документальных материалах из архивов Смоленска, Москвы, Киева. В статье затрагивается период становления и активного формирования коллекций Художественной галереи, приходящийся на вторую половину 20 –30-х годов, времени, являющемся в её истории “белым пятном”. В данной статье приводятся документы, знакомящие с деятельностью сотрудников Картинной галереи тех лет, которые одновременно были смоленскими художниками. В статье также даются краткие биографические справки о художниках – музейщиках, заложивших классические формы музейной практики, сделавших Смоленский музей значительным явлением в культурной жизни Смоленска и страны.

 

Слева направо: 1 ряд: Александр Николаевич Лявданский, Владимир Александрович Меландер, Иван Фёдорович Барщевский, Андрей Фёдорович Палашенков, Нил Александрович Яблонский. 2 ряд: в центре- Александр Павлович Мишонов, второй справа-Иван Макарович Хозеров.

 

С деятельностью художников земляков - Ивана Макаровича Хозерова, Нила Александровича Яблонского, Александра Павловича Мишонова связана целая страница, значительный этап в истории Смоленской художественной, тогда картинной, галереи. Он приходится на время, начиная со средины 20-х годов, вплоть до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Они продолжили дело, начатое искусствоведом С. Д. Ширяевым и другими художниками, собравшими основные коллекции ещё до её официального открытия – 1-го мая 1920 года. Их совместное сотрудничество с музеем началось со средины 20-х годов и определило собой новый этап в его истории. В общем, принципиально от предыдущего он ничем не отличался, разве что, большей стабильностью, более или менее определившемся состоянием музея, его местонахождения, а также новых путей и возможностей работы, которые вводились художниками в музейную практику, что, в общем, и стало определяющим в новой жизни музея.

К 1925 году Смоленская картинная галерея входила в состав Государственного Областного музея. Музей не имел особого положения или устава и существовал, как государственное культурно – просветительное учреждение, находящееся в зависимости от Главнауки Наркомпроса. Музей состоял из четырёх отделов, находившихся в разных друг от друга местах. Это были музеи: этнографии и прикладного искусства, естественно – исторический, историко-археологический и картинная галерея. Уже тогда музейщики, сознавая не только просветительское, но и научное назначение музея, позаботились о создании, как они называли, вспомогательных отделов, к которым относились лаборатория при естесственно-историческом музее и фотографическая комната при музее этнографии, а также библиотек при каждом отделе. Научный архив музея находился в стадии организации. Кроме того, у музея был филиал в Дорогобуже. С 25 января 1925 года Картинная галерея находилась в помещении Богоявленского собора на Соборной горе (ГАСО ф. 19, оп. 1, дело №-4295, лист 19). К этому времени фонд картинной галереи составлял 562 произведения. Русский отдел составлял большую часть галереи, и систематическое пополнение фонда предполагалось вести именно в нём. За 1925-1926 годы в музей поступило 47 произведений западноевропейского и русского искусства 19-го и конца 19-го, начала 20-го веков. Экспозиция галереи была выстроена по историческому принципу. Картин и рисунков в экспозиции показывалось 380. Не экспозиционных картин, которые, по мнению сотрудников, не имели музейной ценности, было 250. О личном составе музея в документах Смоленского архива сохранилась следующая запись: “Зав. музеем Хозеров Иван Макарович, художник и техник, с практическим изучением иконографии и церковного зодчества, стаж два года. Старшие помощники и хранители: Яблонский Нил Александрович, художник, стаж пять лет. Мишонов Александр Павлович, художник стаж два года”. [1]

Эти же имена мы встречаем в каталогах выставок Смоленского общества художников. Сравнив названия произведений показываемых ими на выставках с отчётами музея можно сделать вывод, что их творческие интересы зачастую были тесно связаны с работой в музее.

Так, Александр Павлович Мишонов занимался произведениями художников, входивших в художественное объединение “Мир искусства” [1]. Акцент на творчество этой группы в его научной музейной работе был сделан не случайно. В Талашкине, где вырос и выучился художник, бывало немало представителей этой группы. Мирискусническая среда была для него родной стихией, да и руководитель Талашкинских мастерских Сергей Васильевич Малютин, оказал значительное влияние на становление творческой личности П. Мишонова. И на выставках Смоленского товарищества художников он показывал портреты, пейзажи и жанровые композиции, несущие в себе эстетическое начало. Нил Александрович Яблонский сторонник традиций реализма занимался русским и западноевропейским искусством в музее [1] на выставках показывал пейзажи и портреты, выполненные в передвижнических традициях.

Уже тогда музей работал по тем направлениям, по которым работает и сейчас. Можно сказать, что именно тогда были заложены классические направления музейной работы: научно- исследовательская (изучение коллекций, их систематизация),собирательская, просветительская, планирование работы. В 1926-1927 годах Картинная галерея планировала закончить инвентаризацию музея, продолжить научное описание коллекций, “Пополнение музея экспонатами экспедиционным путём и через посредство друзей музея, а также, в некоторых случаях, и покупкой у частных лиц предметов, интересных в историко-художественном или бытовом отношении”, проведение экскурсий, чтение лекций [1]. Ко всему прочему, в связи с попыткой ограбления галереи, появилась проблема её охраны. В связи с этим, заведующий картинной галереей Н. А. Яблонский писал прошение на разрешение ношения оружия – пистолета, а также проведение сигнализации в картинную галерею. Несмотря на многие ремонтные работы, проводимые сотрудниками музея по устройству экспозиционных помещений, которые в предыдущие годы менялись трижды, сотрудниками музея велась работа по отработке, как тогда выражались, “наиболее целесообразных форм и приёмов экспозиции” [1]. Уже тогда, в крайне небольших площадях, в постоянной экспозиции, планировались выставки. Так, в плане 1926-1927 годов сотрудниками галереи, была задумана выставка французской литографии и гравюры 18 века. В связи с тем, что в картинной галерее работали художники, которые занимались творчеством, они хорошо понимали значение не только искусства прошедших эпох, но и современности. Поэтому в 1927 году в плане картинной галереи было поставлено: “Войти в контакт с филиалом АХРР по подготовке и организации художественной выставки и содействия нуждам музея в выполнении графических работ” [1]. Документ Наркомпроса гласящий о том, что: “…Коллегия констатирует, что ряд художественных музеев, в том числе и самые крупные, такие, как Третьяковская галерея, не имеют разделов советского искусства. Предложить сектору науки разработать план усиления экспозиции в музеях творчества, отражающих культуру, быт и социалистическое строительство Советского Союза,….”, появляется несколько позже. Понимание значимости современного искусства сотрудниками художественной галереи сыграло значительную роль и в том, что в коллекцию музея ещё до выхода правительственных постановлений, стали поступать произведения современных художников, в том числе и смоленских. Серьёзная работа велась художниками по изучению и систематизации коллекций. Особенно большой вклад в эту область музейного дела вложил Нил Александрович Яблонский. Сочетание высшего филологического образования, полученного в Петербургском университете с художественной творческой практикой, в общем, заменяло серьезное искусствоведческое образование. Вероятно поэтому именно Н. А. Яблонским, судя по документам, находящимся в смоленском архиве, выполнялась основная научная работа. Так, в 1925 году им были собраны сведения о 16 русских художниках русского авангарда, находящихся в собрании смоленского музея, о 48 русских художниках, о которых в те времена не было никаких печатных трудов и других данных [3]. Особенный интерес А. Н. Яблонского вызывала коллекция западноевропейского искусства. Здесь им также была проведена огромная работа по изучению и систематизации коллекций. В результате на сегодняшний день среди западноевропейской живописи наиболее систематизированная коллекция Голландского искусства. Научная статья Н. А. Яблонского о собрании западноевропейской живописи вошла в музейный сборник - “Труды Смоленских государственных музеев” выпуск 1. В 1925 году по запросу Главмузея Наркомпроса РСФСР смоленский музей посылал этот сборник на парижскую всемирную выставку [2]. Несмотря на свое пристрастие к западноевропейскому искусству, понимая невозможность проведения дальнейшей собирательской работы в отделе западноевропейского искусства, он в перспективном плане работы на 1926-1931 годы намечает дальнейшее развитие смоленского музея, прежде всего как музея русского искусства. Большой вклад, который внес Н. А. Яблонский в культурную жизнь Смоленска, а также в практику картинной галерее не принёсли ему известности, сведений о нём сохранилось крайне мало. Отрывочные справки о его деятельности мы можем найти в книге "Художники земли смоленской", в журнальных и газетных статьях современников, в архивных документах. Наиболее полные и достоверные факты его жизни и творчества вместе с фотоархивом прислала из Киева, его дочь, Народный художник Украины - Татьяна Ниловна Яблонская. Она пишет, что Нил Александрович Яблонский родился в 1888 году в Смоленске. Его отец был учителем Закона Божьего и служителем Покровской церкви в Смоленске. Вероятно поэтому, в начале 1900-х годов он поступил в Московскую духовную академию, откуда был исключён за участие в студенческих беспорядках во время революции 1905 года. Попытка поступления в Петербургскую Академию художеств оказалась неудачной. После этого художник поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. После окончания университета Н. А. Яблонский преподавал словесность в гимназии в Витебске, затем переехал в Смоленск, где в 1916 году женился на Вере Георгиевне Варгасовой. Мечтая получить художественное образование, примерно в 1921-1922 году поступил во ВХУТЕМАС, где проучился один год у Архипова. Из-за тяжёлого материального положения, необходимости кормить семью бросил учёбу и вернулся в Смоленск. Здесь он начал преподавать русский язык в школе, а также рисунок и живопись в изостудии Пролеткульта. Совмещая эту работу с репортёрской в газете “Рабочий путь”, он одновременно с тем рисовал для неё портреты передовиков и прочее, переводил их на клише [6]. Каталоги Смоленского общества художников и Смоленского товарищества художников свидетельствуют о том, что деловую сторону своей жизни Н. А. Яблонский сочетал с творчеством. Хранителем Картинной галереи Н. А. Яблонский стал с 1922 года.

Другой яркой личностью в музее был его директор Иван Макарович Хозеров. Как и о Н. А. Яблонском в Смоленске о нём вспоминают редко. Наиболее полные сведения о И. М. Хозерове мы можем найти в энциклопедии “ Археология и нумизматика Белоруссии” [7]. Оттуда мы можем узнать, что родился он в 1889 году в Смоленске. Образование получил здесь же, в местном отделении Московского археологического института.

Из выписки приказа от 10 января 1925 года мы узнаём, что к исполнению обязанностей заведующего Губмузеем И. М. Хозеров приступает именно с этого дня и приходит на место С. Д. Ширяева [3]. С этого времени и до 1941 года его деятельность была связана со смоленским музеем. Сравнив каталоги выставок тех лет, в которых И. М. Хозеров принимал участие, становится очевидным, что музейная работа в его жизни занимала ведущее место. В картинной галерее он осуществлял в основном лишь общее руководство. Зато, множество архивных документов ГАСО свидетельствуют об активной работе И. М. Хозерова, связанной с его профессиональным интересом - с памятниками архитектуры и археологии. К примеру, им велись переговоры о возвращении археологической карты по Рославльскому уезду, созданной заведующим Рославльским уездом С. М. Соколовским или другое прошение о выдаче Смоленскому Губернскому государственному музею справки о состоянии Ордынской пустыни Поречьского уезда [4, 5]. Внемузейная деятельность И. М. Хозерова также была связана с изучением средневековых архитектурных памятников Смоленска. В 1926 году вместе с М. Щекочихиным он исследовал Полоцкий Софийский собор 11 столетия. В 1928 году, опять в сотрудничестве с белорусскими исследователями он провёл раскопки Борисоглебской и Пятницкой церквей 12 столетия Бельчицкого Борисоглебского монастыря, сделал обмеры уцелевших храмовых решёток, сфотографировал участки, записанные фресковой росписью. На основе изучения самостоятельной полоцкой архитектурной школы, установил её мощное влияние на смоленское строительство [7].

Спустя две недели после назначения директором И. М. Хозерова, происходит ещё одна перестановка, точнее перемещение сотрудников из одного отдела музея в другой. Т.е. Художник А. П. Мишонов назначается научным сотрудником при Смоленской государственной картинной галерее. В свою очередь научный сотрудник картинной галереи - художник В. В. Лебедев переводится на ту же должность в историко-этнографический музей [3].

О биографии Александра Павловича Мишонова сведений сохранилось также мало, как и об остальных художниках, хотя о нём, как о талантливом художнике писала в своих воспоминаниях – “Впечатления моей жизни” М. К. Тенишева. Л. С Журавлёва в своём очерке-путеводителе “Талашкино” опубликовала письмо дочери А. П. Мишонова – М. А. Фёдоровой, где боле подробно излагается биография художника: “Его отец был дворником, а мать прачкой. Он рано умер, а мать заболела и …попала в богадельню, где и умерла. Отец рано остался сиротой вместе с братом. Брата взяли в булочную учеником, а отца свезли в Талашкино в народную школу. Он очень хорошо учился, имел похвальный лист за учёбу. Строгановское училище он не смог окончить его забрали в солдаты. Несколько лет до революции он преподавал в ремесленном училище в Сергиевом посаде, А в 1917 году приехал в Смоленск”. В очерке – путеводителе Л. С. Журавлёвой опубликованы даты жизни А. П. Мишонова 1883-1938, дополняются воспоминания М. А. Фёдоровой парижской учёбой художника до поступления в Строгановское училище, а также письмо, М. К. Тенишевой в котором она пишет об успехе работы А. П. Мишонова, показанной на Парижской выставке. Л. С. Журавлёва пишет и о том, что в 20-е годы А. П. Мишонов преподавал резьбу и живопись в Смоленских государственных художественно-промышленных мастерских, был сотрудником Смоленской картинной галереи занимался творчеством [14]. Действительно, судя по каталогам выставок, проводимых в нашем городе, творчество в жизни А. П. Мишонова, деятельности стояло во главе угла. Среди многообразия музейной работы, выполняемой сотрудниками картинной галереи, А. П. Мишонов занимался реставрацией – укрепление красочного слоя, тонировки …. .

Финансовые документы тех лет являются своеобразным свидетельством о самоотверженности сотрудников музея. Знакомство с расчётно-учётной документацией создаёт картину, в общих четах очень напоминающую жизнь современного музея с хронической нехваткой денег на ремонтные работы, закупки, а также многомесячные невыплаты заработной платы. Сохранилось и ходатайство дирекции музея о выдаче денежной помощи сотрудникам музея на приобретение обуви, т.к. им не в чем было ходить на работу.

Несмотря на все трудности времени становления смоленского музея и картинной галереи в частности, художниками музейными сотрудниками были не только заложены, но и прочно введены в практику классические формы работы, что в разное время его бытования делало его значительным явлением в культурной жизни нашего города и страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАСО, ф.19, оп 1, дело № 4295, лист 19, 20

2. ГАСО, ф. 19, оп 1, дело № 3918, лист 36.

3. ГАСО, ф. 19, оп. 1, дело № 3914, лист 5.

4. ГАСО, ф. 19, оп. 1, дело № 4293, лист 7.

5. ГАСО, ф. 19, оп. 1, дело № 3912, лист 47.

6. Личный архив Народного художника Украины Т. Н. Яблонской.

7. Археология и нумизматика Белоруссии. Энциклопедия. 1993.

8. Каталог Смоленского общества художников. 1919 г. 2-я выставка. Смоленск . 1920.

9. Каталог Смоленского товарищества художников. 1920 г. Смоленск 1920.

10. Каталог. 1-я выставка Смоленского филиала АХРР. 1926. Смоленск. 1926.

11. Каталог. Смоленское товарищество “Художник”. 2-я выставка произведений художников. Смоленск. 1936.

12. Рыбченков Б. Ф. Смоленск 1919 год. - Край Смоленский. - 1992. - № 3. - С. 17.

13. Осокин В. Н., Рыбченков Б. Ф., Чаплин А. П., Фёдоров В. В. Художники земли Смоленской. - Л., 1967. - С. 73, 85 .

14. Журавлёва Л. С. Талашкино. Очерк-путеводитель. - М.,1989. - С. 186 .

HISTORY of SMOLENSK ART GALLERY

New materials about the collaborator of the Picture-gallery of the 20-30th

E. P. Popova

The article mentions the facts of the history of the Smolensk Art Gallery based on the releases from the archives of Smolensk, Moscow & Kiev have never been published before. The article touches upon the period of the active forming of collections of the Art Gallery in the latter half of the 20-30th, the time which remained the unsolved problem by now days. There are some documents in the article introducing us to the work of the collaborators of the Art Gallery who also were the smolensk artists at the same time in that period. There’re some brief biographical notes about the artists – museum collaborators, who laid the foundation to the classic forms of museum practice & made the Smolesk Gallery an important occurrence in the cultural life of Smolensk & the whole country.

 

Художественнря галерея

Смоленского государственного музея – заповедника

Поступила в редакцию 8.01.2002