"VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS"

(Vol. 1. No. 11. 16 April 2004)

Студенческая электронная газета Смоленской государственной медицинской академии

Содержание

Новости. Объявления

УЧЕНЫЙ СГМА ПУБЛИКУЕТ

Нравственное самосовершенствование

Мильнер Е. Г. НАГРУЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ОБЪЕМ НАГРУЗКИ, КОЛИЧЕСТВО КИЛОМЕТРОВ. Выпуск 8

Книга Е. Г. Мильнера под названием “В поисках панацеи” будет издана в апреле 2004 г. в издательстве “Физкультура и спорт”. Подписаться на эту книгу можно в приложении к журналу “Физкультура и спорт”.

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Гомончук М. Н. КАК СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ? Для вас, первокурсники

Литературная гостиная

Зимин Д. А. Стихи из хлама на полу. (Материал, не вошедший в книгу “Стихия”)

 

Новости. Объявления

УЧЕНЫЙ СГМА ПУБЛИКУЕТ

В приложении к газете “СН” “Медэкспресс”, № 1 (66) 2004 г. от 30.01.2004 г. опубликован материал “Сердечной боли вопреки”.

Что делать, чтобы избежать заболеваний сердца? Как влияет на работу сердечно-сосудистой системы холестерин, которым так пугают нас диетологи? На эти и другие вопросы читателей отвечает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии СГМА, заслуженный врач России Р.С. Богачев.

Подготовлена Гомончуком М. Н.

 

Нравственное самосовершенствование

НАГРУЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ОБЪЕМ НАГРУЗКИ, КОЛИЧЕСТВО КИЛОМЕТРОВ

Выпуск 8

Итак, их мы бегаем трусцой, занимаемся аэробикой, мы джоггеры.

Но сколько нужно пробегать в одном занятии, за неделю, месяц, год? Где минимум и оптимум оздоровительного бега и каков верхний предел беговых нагрузок? Все эти вопросы нам предстояло решать посредством собственных поисков и ошибок, потому что рекомендации на страницах спортивных изданий очень сильно отличались друг от друга.

Так, Купер в своей "Аэробике" для достижения стабильного здоровья считает вполне достаточным бегать по 5 км три раза в неделю (15 км в неделю), а журнал "Физкультура и спорта публикует статью "Норма Котлярова", в которой рекомендуется ежедневный двухчасовой бег (20 км в день). Эту версию я не смог проверить, но что такое ежедневный лидьярдовский бег “только” по I часу (10 км), мне было очень хорошо известно. Председатель Нью-Йоркского клуба бега Гловер также рекомендует своим питомцам достаточно большие нагрузки - до 60-80 км в неделю. Но клуб Гловера имеет явную спортивную направленность и ставит задачу подготовки марафонцев. Купер же, напротив, в беге видит лишь лекарство от болезней и дозирует его так же скрупулезно, как и фармацевт. Не больше и не меньше, ровно столько, сколько требуется, чтобы снизить факторы риска атеросклероза и инфаркта и повысить МПК, основной физиологический критерий здоровья.

Мы же занимаем в этом вопросе промежуточную позицию: мы не ставим перед собой цель подготовки марафонцев и одного оздоровительного эффекта нам мало. Нас привлекает прежде всего сам процесс бега, радость, которую он дарит нам. Поэтому куперовские 5 км в качестве основной тренировочной дистанции нам явно недостаточны.

Дело в том, что эндорфины, ''гормоны настроения", выделяющиеся в кровь гипофизом во время длительного бега, которые и дарят нам эту самую радость, достигают своей максимальной концентрации лишь через 50-60 мин после старта. А это соответствует 3-10 км аэробного бега. Поэтому у опытных бегунов с многолетним стажем занятий тридцатиминутная пятикилометровая пробежка особых эмоций не вызывает, и для получения бегового “кайфа” им требуется около часа беговой тренировки. Мы считаем, что нагрузки, предлагаемые Купером, могут расцениваться лишь как пороговые, то есть дающие минимальный оздоровительный эффект у начинающих любителей бега. При трехразовой тренировке в неделю, учитывая длительную воскресную пробежку примерно на 15 км (1,5 часа) десятикилометровая дистанция как раз и будет тем оптимумом, который требуется подготовленным бегунам. Тогда недельный километраж будет составлять около 35-40 км. Нагрузки же, рекомендованные Гловером (от 60 до 100 км в неделю) нецелесообразны с точки зрения здоровья, так как с увеличением количества пробегаемых километров выше оптимальной величины возрастает опасность травм суставов и перенапряжение сердечно-сосудистой системы.

Этим соображениям соответствуют и современные научные данные. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в группе людей, которые расходовали на выполнение циклических упражнений не менее 2000 ккал в неделю, смертность от инфаркта и раковых заболеваний была в 4 ниже, чем у лиц с энерготратами менее 1000 ккал.

Во время медленного бега в аэробном режиме расходуется около 700 ккал в час. Три раза в неделю по 1 часу бега трусцой и дают расход этих необходимых 2000 ккал. Это подтверждается и следующими соображениями. По данным статистики, в экономически развитых странах Европы и Америки мужчина среднего возраста расходует в сутки около 2600 ккал, а получает с пищей не менее 3000 ккал, а женщина, соответственно, 2200 и 2800 ккал. Таким образом, в сутки современный человек получает около 300-500 ккал лишних, которые не расходуются, а откладываются в виде жира и холестерина, вследствие чего и "запускается" вся цепочка развития атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Наша задача - избавиться от этого избытка калорий, что и обеспечивает трехчасовой бег в неделю (три тренировки по 1 часу). Очень важен также вопрос о максимально допустимой длине тренировочной дистанции в оздоровительном беге. Мы считаем, что она должна быть ограничена максимум забегом на 20 км, потому что бег такой продолжительности еще полностью обеспечивается запасами мышечного гликогена - основного энергетической субстрата, который снабжает мышцы необходимой энергией. В скелетных мышцах содержится всего около 200 г гликогена, этого сложного углевода, который во время работы расщепляется на молекулы глюкозы, каждый грамм которой при окислении кислородом дает 4,1 ккал энергии. 200 г гликогена, таким образом, дают всего 820 ккал, которых хватает на 1,9 - 2,0 часа аэробного бега. Марафонская же дистанция вдвое больше - 42 км, и для ее энергообеспечения требуется энергия жиров, которые окисляются значительно труднее глюкозы и при этом образуются ядовитые кетоновые тела, отравляющие организм. Для преодоления марафонской дистанции требуется развитие уже не общей, а специальной марафонской выносливости, которая никаким образом не связана с укреплением здоровья. Поэтому мы и считаем, что марафон и другие сверхдлинные дистанции более 20 км уже относятся не к оздоровительному, а спортивному бегу, и в оздоровительной тренировке они не должны применяться.

И, наконец, о количестве тренировочных занятий в неделю. Для любителей физкультуры, в отличие от спортсменов, оптимальная частота занятий - три раза в неделю. Потому что, во-первых, пяти - и даже семиразовые тренировки не приводят к дополнительному приросту величины МПК, то есть не ведут к увеличению уровня здоровья, но увеличивают опасность осложнений со стороны двигательного аппарата (травмы суставов) и сердечно-сосудистой системы. Во-вторых, частые тренировки (более трех раз в неделю) у людей, не занимавшихся ранее спортом, не обеспечивают полного восстановления функционального состояния и физической работоспособности и могут привести к тяжелой перетренировке, переутомлению и обострению различных заболеваний. Дело в том, что скорость восстановительных процессов у них значительно ниже, чем у спортсменов и для полного восстановления им требуется не 24, а 48 часов. Этим и объясняется наш принцип оздоровительной тренировки "бегать через день", в отличие от лидьярдского ежедневного бега. Мене частые тренировки - два раза в неделю - способны только поддерживать достигнутый уровень тренированности, но не приводят к ее росту. А нерегулярные, эпизодические занятия могут даже принести вред, так как могут оказаться непосильной нагрузкой для неподготовленного организма, что нередко и наблюдалось в прошлом, когда неподготовленных людей заставляли сдавать нормы ГТО.

Таким образом, мы считаем, что оптимальный объем беговых нагрузок или других циклических аэробных упражнений – это три часа в неделю (три раза по 1 часу). А для начинающих физкультурников на первых порах лучше ограничится 30 минутами аэробных упражнений, доведя их до оптимальной величины в течение года регулярных занятий. При таких условиях вы можете получить максимальную пользу от занятий и избежать осложнений.

Мильнер Е. Г.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

КАК СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ?

Для вас, первокурсники

Наука в наши дни развивается очень быстро. Как бы часто не переиздавались учебники, они неизбежно отражают вчерашний день в науке. Лекция восполняет этот пробел и позволяет быть на уровне знаний сегодняшнего дня. Лекция -–наиболее экономный, наиболее прямой путь приобретения знаний. Ошибочно думать, что на лекции будет сообщено в полном объеме содержание курса. Материал лекции является основой для углубленного изучения курса. Лектор привлекает большое число литературных источников, перерабатывает и обобщает содержащиеся в них данные, выбирая из огромного материала лишь главное, самое существенное. Студент на лекции получает в готовом и концентрированном виде сведения, для приобретения которых самостоятельно ему пришлось бы затратить немало труда и времени.

С самых первых дней пребывания в вузе нужно поставить задачу научиться не только внимательно слушать, но и записывать лекции.

Конспектирование лекции – это сложное дело, требующее умения и опыта. Некоторые стараются записывать все слово в слово, не вдумываясь в содержание материала. И стоит забыть одно или несколько слов, как запись прерывается. Другие студенты, напротив, записывают лекцию очень коротко, отдельными штрихами. В такой излишне краткой записи трудно разобраться спустя некоторое время. Постарайтесь записать основное, существенное.

Но как выделить это существенное? Сам лектор поможет вам. Он подчеркнет голосом, произнесет медленно, повторит одну и ту же мысль дважды или просто посоветует записать важные положения.

Особенно внимательно следует слушать лекцию в первые минуты. Если вы не сумеете сразу сосредоточить внимание на материале лекции, вам будет трудно слушать и понимать, а тем более записывать ее в дальнейшем.

Для ведения конспектов лекций должна быть отдельная тетрадь по каждому предмету. В тетради оставьте поля с правой или левой стороны для ваших кратких замечаний и вопросов, возникающих про ходу лекции. Если вам не удалось самостоятельно найти решение вопроса, загляните потом в книгу, в справочник, не стесняйтесь задавать этот вопрос профессору или преподавателю кафедры. При подготовке к экзамену следует пользоваться своими собственными записями лекций. Чужие записи могут лишь ввести в заблуждение. Обязательно запишите рекомендованную преподавателем литературу. Она будет нужна для самостоятельных занятий.

Не менее важно научиться быстро записывать лекцию. Для этого следует использовать все те сокращения и знаки, которые применяются в публицистике, химии, физике и т.д. Выработайте для себя систему условных сокращений в написании наиболее часто встречающихся слов и громоздких выражений. Так, можно писать “ж-к-т” вместо “желудочно-кишечный тракт”, “с-с-с” вместо “сердечно-сосудистая система”. Но только сокращайте так, чтобы потом самому разобраться в этих сокращениях.

Не надо писать, сливая текст в единое целое. Обязательно выделяйте, подчеркивайте основные вопросы лекции. Новую мысль пишите с красной стоки. Иначе потом в лекции трудно разобраться.

Чтобы лучше воспринимать лекционный материал, весьма полезно накануне просматривать содержание темы по учебнику. Ознакомление с темой подскажет студенту, на чем именно надо сосредоточить свое внимание, – например, на вопросах, которые отсутствуют в руководствах.

После записи лекции необходимо обязательно поработать над ней дома: прочитать, разобраться в особенно сложном материале, заполнить пропущенные места, сравнить материал лекции с материалом учебника. Рекомендуется разбить учебный материал на смысловые отрезки, дать легко запоминающиеся заглавия, выделить, подчеркнув цветным карандашом, главные мысли. Такая обработка лекции способствует лучшему усвоению материала и впоследствии облегчит труд при подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Гомончук М. Н.

 

Литературная гостиная 

Зимин Д. А.

Стихи из хлама на полу

(Материал, не вошедший в книгу “Стихия”)

 

***

Здесь никто не хочет быть белым,

Здесь никто не хочет быть прозрачным,

но каждый обсыпает себя мелом,

потому что ему жутко страшно.

И пока он прозрачный

и проходит сквозь стены,

небо осторожно

спускается на землю…

1998

 

Пустота

Пустота лелеет мое тело,

Но тебя она почему-то не знает,

как от сигарет твоих пепел

тихо падает на пол.

Как убить ты можешь взглядом,

когда мне просто грустно.

Понимаю, тебя нет рядом,

и вокруг - пусто.

Как плачешь когда больно,

как смеешься, когда безумно рада,

но жить нужно достойно,

хотя многие и говорят, что и не надо.

И все же ты меня не знаешь,

ты даже не видишь, что я человек,

И поймешь, когда в пустоту заглянешь

моих полузакрытых век.

ноябрь 1999

 

***

С ума сшедший человек,

тоже человек,

только не в вашем уме.

С жизни ушедший человек,

тоже человек,

только не в вашей жизни.

31 октября 2000

 

Глубоко, высоко, далеко и близко

Твое счастье так огромно,

что даже рукой не разорвать.

В углу души притаилось скромно,

так глубоко, что не достать.

Взяла ты в руки его смело,

нежно решила с ним поиграть,

а оно вырвалось, взлетело,

так высоко, что не видать.

Бьет в лицо осени фонтан,

и хочется листья в небо бросать.

Твое счастье бродит где-то там,

так далеко, что не видать.

Веру свою ты разбила,

да некому осколки собрать,

вспомни, как счастье было,

так близко, что рукой подать.

24 января 2001

 

Искажение

Тише, ты слышишь,

как музыка режет плоскость?

Пойми, - это не глупее,

чем мятый лист бумаги.

Чувствуешь, вчерашние лепестки

свою теряют жесткость?

Возможно, тебе не будет

хватать на ладони влаги.

Смотри, как много вещей

можно найти на стене,

Все же они приятней

дневного сна намного.

Чувствуешь, как ползут ноты

плавно по мне?

Возможно, нас уже никто

не ждет у порога.

Постой, не буди суету,

еще слишком рано.

Видишь отпечатки

на ладонях города.

Свет вынуждает закрыть глаза,

хотя его так мало.

Возможно, нам уже не хватает,

того, что было дорого.

23:55 30 января, 3 февраля 2001

 

На голой спине

(сон)

Где-то в тиши

слышен хрупкий звук. –

Капли воды

лениво капают с труб.

Нет, это не страх. –

Наверно ожидание

в моих висках

пульсирует заранее.

Опасаюсь перемен.

Темно. Сырой коридор.

Капли влаги со стен

ползут на грязный пол.

Иду вперед,

вижу открытые двери,

комнаты белый потолок,

синим выкрашены стены.

Тихо вошел.

Без сил и сомнений сел на пол,

голову положив на колени.

Увидел тебя,

ты искала слова,

что во мне.

Нашла, и писать их стала

на моей спине.

4 февраля 2001

 

Симпатия

Мы любим друг друга,

когда люди обмотавшись шарфами,

выходят из дома,

руки в карманах.

Мы любим друг друга,

когда кошки, собаки

выходят из углов,

пугая прохожих.

7 марта 2001

 

***

Пусть это жестоко,

но во всем ты видишь меня,

после каждого звонка телефона,

руками измеряешь ширину окна.

2 апреля 2001

 

Синдром

Чистые руки апреля

болью забрызгал май.

Живущие в красном стены

не терпят понимания.

Безразличие режет

и ломит тепло.

Моего голоса скрежет

сдавил синдром.

Синдром закрытых дверей, -

это кризис мая.

На улице jazz game,

Глаза на все закрываю.

23 мая 2001

 

Суббота

Я очнулся, открыв глаза,

в прокуренной кухне дома у тебя.

И я понял для кого весь этот парад.

Я понял, что я синий квадрат

в яркой рамке из серебр

23:50 21 ноября 2001

 

Портрет

Видят мои образа

пустые как мгла...

Трогают мои звуки,

летящие по ветру...

Топчат мои дороги,

идущие так смешно...

Лижет мою кровь

чистая как серебро…

Дышит как паровоз,

видимый в окно…

Болтает мой фагот,

как летящий в метро...

22:50 28 ноября 2001

 

***

Подсознание подгнило под словом,

наивно наклеенным на кожу.

Добро догрыз до кости,

извлекая измену изнутри.

Отрезал отрыжку от себя.

Сорвал солнце со стены.

19 декабря 2001

 

***

Эти люди, что бегут,

куда-то спешат и медленно идут

не знают,

что выход в другой стороне.

Эти люди, что смотрят в окно.

Читают книги и ходят в кино

не знают,

что у них закрыты глаза.

Этот город за окном,

так похож на дурдом,

я знаю,

мы все его пациенты.

2001

 

Кожа

Ты пишешь на мне слова:

нежные как этот ветер,

светлые как это солнце,

милые как ты сама.

Но я знаю точно,

если ты передумаешь,

ты сдерешь с меня кожу

и выбросишь в окно.

2001

***

Дуиаю о вечном и убиваю себя.

Я сижу и вдыхаю пыль,

ту, что летит с потолка

наверно уже второй день.

Я одинок,

ко мне никто не приходит,

я одинок,

мне никто не звонит.

Может быть, они забыли адрес,

Может быть, они забыли телефон

Может быть, они забыли мое имя,

Может быть, они забыли меня.

А я забыл, как выглядит солнце,

может просто сейчас ночь.

Я забыл, как выглядят лица

моих друзей, что приходили ко мне.

Думаю о вечном и убиваю себя.

Я сижу и вдыхаю пыль,

ту, что летит с потолка

наверно уже второй день.

А может быть, уже вторую неделю.

Может быть, второй месяц.

Может быть, уже второй год.

Может быть, вторую жизнь.

Я одинок,

ко мне никто не приходит,

я одинок,

мне никто не звонит.

Может быть, они забыли адрес,

Может быть, они забыли телефон

Может быть, они забыли мое имя,

Может быть, они забыли меня.

Что скорей всего.

2001

***

свинцом стекать по щеке

странной фигурой стать

в проеме слепой двери

слететь с потолка

наивной острой

крошкой штукатурки

снова кровь из носа

17:22 ?января 2002

***

Спасибо тебе

что по прозьбе моей

легко и безвозмездно

на стремянку залезла

листала словри

проклиная весь мир

и чуть не рыдая

Вот он! – комунизм Китая!

апрель 2002

 

Morphium

(Выдержки из дневника доктора Полякова с 20 января 1917г. до 13 февраля 1918г.)

Доктор Поляков умер.

М. Б. Булгаков

Какой ясный закат. Мигреин…

Все вьюги да вьюги…Заносит меня!

Итак, три человека…А я один.

Вчера ночью интересная вещь произошла.

У меня сделались боли…

Та ночью пришла…

И вынуждена была

Впрыснуть мне морфий.

Ночью у меня

Была ссора с Анной К.

Обещал ей, что с завтрашнего дня

Начну серьезно отвыкать, уменьшая дозу.

В сущности говоря,

Мне понятно ее беспокойство.

Черт в склянке. Кокаин…

Наступает боль, ужас, тьма.

А вдали лес…и за ним…

Первый весенний закат.

Сердце начинает стучать…

В руках, в висках…а потом

Оно проваливается в бездну…

Когда я мыслю о том,

Что…Поляков не вернется к жизни…

Я – несчастный доктор Поляков,

Заболевший в феврале…морфинизмом…

Я впрыскиваю себе морфий

Два раза в сутки…

Страшную убыль…пополнил…

Пришлось пережить неприятные минуты.

Воздух несытный, его глотать нельзя…

Словом, человека нет. Он выключен.

И вот взял и сейчас уколол себя.

Этого хватит мне до полуночи…

Да, я дегенерат.

Совершенно верно.

У меня начался распад

Моральной личности.

Фармацевт…смотрел…подозрительно.

Далеко взъерошенная буйная Москва.

Теперь, я делаю впрыскивания

Три раза в день по три шприца.

Не могу расстаться с моим

Кристаллическим божком.

Во время лечения я погибну.

Я погиб, надежды нет.

Краденый морфий

Я впрыскивал в уборной…

Могу себя поздравить:

Я без укола уже четырнадцать часов!

Светает мутно и беловато.

Сейчас я буду совсем здоров?

Время залечит,

Как пела Амнер

С ней, конечно,

Просто и легко.

Тетрадь Бомгарду

ВСЁ…

(Слова – Булгаков “Морфий” / поэзия – Зимин)

1 февраля 2001

 

 ________________________________________________________________________________________________________

NB! Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов

Штаб-квартира редакции: 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28д. Смоленская государственная медицинская академия. Кафедра анатомии человека. Студенческая научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций.

Телефон редакции: (0812)510012; бухгалтерии: (0812)550469

E-mail: uusgma@sci.smolensk.ru

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat.htm

 

Руководитель проекта - Соловьев А. С.

Редактор - Глотов В. А.

Бухгалтер - Осипенкова Н. Г.

Корректор - Данилова И. В.

Подписка по e-mail: В строке "Тема" написать "Vivat academia!"