"VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS"

(Vol. 1. No. 7. 19 Marсh 2004)

Студенческая электронная газета Смоленской государственной медицинской академии

Содержание

Новости. Объявления

NOTICE

Подведение итогов конкурса детского творчества

Золотарева М. С. Есть в городе здание...

Интернационал

BHATT VISHAL C. INDIA

Нравственное самосовершенствование

Мильнер Е. Г. Я - ПОСЛЕДНИЙ. Выпуск 4

Книга Е. Г. Мильнера под названием “В поисках панацеи” будет издана в апреле 2004 г. в издательстве “Физкультура и спорт”. Подписаться на эту книгу можно в приложении к журналу “Физкультура и спорт”.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Данилова И. В. Что в имени тебе моем… (Из серии “Рассказы о русских именах”)

Лидия Мельникова.   "Образы Вечности"

Попова Е. Мир цвета художника Петрова

 

Новости. Объявления

NOTICE

Do you wish to publish your articles on the net?

Well ! You have a golden chance.

Our academy has started a new online weekly newspaper ""VIVAT ACADEMIA!"-SSMA-EXPRESS".

You can contribute by giving your articles on any intresting topic you wish in English or Russian lang.

ONLY ON FLOPPY DISKETTE

Submit your diskettes to Room no 530 (Vishal Bhatt) or 619 (Priyank Patel)

FOR FURTHER INFORMATION CONTACT US.

 

Подведение итогов конкурса детского творчества

Традиционным в нашей академии стало проведение большого праздничного концерта к Международному женскому дню 8-е марта. В этом мероприятии принимают активное участие сотрудники академии и их дети. Как всегда зрителей своим выступлением порадовала Марта Могилевцева со своим партнером, Маша Страчунская с младшей группой театра балета им. Джаворовой, Никита Маслов, Женя Бабкова и другие. С удовольствием присутствующие в зале аплодировали студентам нашей академии, СТЭМу “Эскулап”. Настоящим открытием в этом году стало выступление ВИА “Поющие мужские сердца”.

Завершением концерта стало подведение итогов “Конкурса детского творчества”, который был организован профсоюзным комитет сотрудников СГМА. В этом году о своем участии в конкурсе заявили двенадцать ребят в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Работы, предложенные на суд жюри были разнообразны: рисунок карандашом и маслом, акварель, вышивка мулине и бисером, поделки из пластилина, керамики и меха, вязание и др. Все работы были представлены на выставке перед началом концерта. На суд зрителей были предложены: очень трогательный рисунок Никиты Маслова (7лет) “Для меня нет тебя прекрасней…”, восхитительный вязаный комплект для куклы Барби Жени Бабковой (8 лет), картины на ватмане Балалаевой Ани (5,5 лет), натюрморты Борсуковой Даши (11 лет), забавный змей из искусственного меха Кузьмина Володи (12 лет). Ряд серьезных, основательных работ, выполненных акварелью, цветными карандашами и мелками предоставили Глотов Арсентий (6,5 лет) и Глотова Александра (8 лет). Нашли своего зрителя и разнообразные поделки Дениса Иванова (9 лет), чучело Масленицы и вышивка-закладка Романа Шевченко.

Но конкурс на то и конкурс, чтобы были выявлены лучшие участники. На сей раз, ими оказались: Лабузова Светлана (15 лет) со своей восхитительной работой из бисера, Кириллов Кирилл, представивший профессионально исполненный пейзаж маслом и керамическую поделку “ Еж” и замечательные меховая собачка и вышивка мулине “Бабочка” Даши Щебниковой (14 лет). Победители получили памятные призы, а все участники конкурса сладкие сувениры.

Надеемся, что проведение такого конкурса станет доброй традицией, и в этот процесс будут вовлечены не только дети сотрудников СГМА, но и сами родители.

 

Профком сотрудников СГМА

Григорьева Л. И.

 

Есть в городе здание...

Есть в городе здание, мало кому известное и достаточно непривлекательное. Это учебный корпус кафедры анатомии СГМА. Функциональный ящик серого кирпича с убогим крыльцом и трупохранилищем в подвале вряд ли вдохновил бы на творчество известных архитекторов или дизайнеров.

И вот четыре студентки 3–го курса отделения “Дизайн среды” СГИИ, призрев рамки обычного учебного задания по предмету “Основы архитектуры”, решились на творческий эксперимент. В их эскизных работах унылый фасад представлен в четырёх архитектурных лицах.

С этой творческой заявкой молодые дизайнеры выступили на международной конференции СГМА 4-го марта 2004 года.

Лена Павлюченкова, учла стилистику главного корпуса СГМА и скомпоновала неоклассическое лицо здания со строгими пилястрами, обогащающими пластику фасада, с интересной конструкцией входа. Предложенная бело-жёлтая цветовая гамма характерна для классицизма. На углу здания со стороны улицы скульптура – указатель. Это, конечно, фигура Гиппократа.

Саша Шалыгина представляет образ фундаментальной науки в архитектурных формах, характерных для официальных немецких построек XVIII-го века. Чёткие пропорциональные членения, высокая крыша, рустовка, сдержанный серо-чёрный колорит создают ощущение серьёзности и весомости бюргерского дома.

Таня Шамарова старается развеять мрачноватый ореол исходного объекта. В её эскизе это изящный замок, в стиле напоминающем неоготические сооружения XIX-го века. Затейливые башенки, окна красивой формы, розовато-терракотовые цвета, несомненно формируют запоминающийся пластический образ.

И, наконец, необычное для Смоленска предложение Наташи Лопатиной: анотомический корпус в стиле китайской архитектуры. Обоснование авторской задумки в том, что китайская медицина популярна во всём мире. Забавные крыши-козырьки, жёлто-красная колористика и, конечно, китайский дракон на углу фасада – символ здоровья и долголетия создают необычное архитектурное решение.

Следует отметить, что о своих работах авторы рассказывали на конференции увлечённо и профессиональным языком не только по-русски, но и по-английски, так как присутствовали иностранные студенты.

Необходимо сказать, что вдохновителем и автором идеи такого необычного учебного задания явился ассистент кафедры анатомии человека СГМА и преподаватель пластической анатомии  СГИИ д.м.н. профессор СГИИ В. А. Глотов

Творческий руководитель проектов – преподаватель рисунка и “Основ архитектуры” СГИИ, член Союза архитекторов России Золотарёва М.С.

Хочется надеяться, что такие интересные начинания молодых дизайнеров не останутся всего лишь хорошо исполненными учебными заданиями.

Золотарева М. С.

Интернационал

INDIA

India, country in southern Asia, south of Afghanistan and east of Pakistan. Including the portion of Jammu and Kashmмr administered by India but disputed by Pakistan, India has an area of 3,165,596 sq km (1,222,243 sq mi). The capital is New Delhi, and the largest city is Bombay.

Land and Resources

India may be divided into four main regions. The Himalayas, the highest mountain system in the world, lie along India's northern and eastern margins. South of them is the northern river-plains region, a belt of lowlands watered by the Indus, Ganges, and Brahmaputra rivers. Further south is the Deccan, a plateau occupying most of peninsular India, with low mountain ranges and deep valleys. The final region consists of the Eastern and Western Ghats, mountain ranges that lie on the east and west, respectively, of the Deccan Plateau.

Most of India has a tropical climate. Seasonal variations, resulting from the southwestern and northeastern monsoons, influence temperature, humidity, and precipitation. The seasons are classified as rainy and dry.

In addition to extensive cultivable land and valuable stands of timber, India has many mineral deposits. The plant life varies from sparse in the arid areas bordering Pakistan to luxuriant in the southeastern part of the plains region. Arctic plants grow at high elevations, and the lower elevations support subtropical plant life and are densely forested. India has a wide variety of animal life, from many types of large cats such as tigers, to elephants and rhinoceroses, and several species of apes, antelope, and deer.

Population

The exact origins of most Indian people are impossible to determine because of the large variety of races and cultures that have been assimilated into the subcontinent. India ranks as the second most populous country in the world, trailing only China, with a population of about 1000,044,000, about 73 percent of whom live in rural areas. The northern plains region is the most fertile and densely populated area. Hindus are India's largest religious group. More than 1600 languages or dialects are spoken in India, and India's official language is Hindi. Since gaining its independence from Great Britain in 1947, India has sought to develop a modern, comprehensive school system.

Indian culture is primarily Hindu-oriented. Many Hindu institutions, including the rigid caste system, still have wide-ranging effects on Indian society. Sanskrit, the ancient language of Hindu scriptures, was also used for the core of classical Indian literature. The bulk of early classical painting and sculpture also belongs to the mainstream of Hindu tradition, while Islam provided renowned architectural traditions.

Economy

India supports a mixed economy, most of which is generally in the control of private enterprise. Since 1951 the country has had a generally steady rate of economic growth. Agriculture is a significant sector of the economy. India's leading crop is rice, a staple foodstuff for many Indians, followed by wheat, sugarcane, tea, cotton, jute, cashews, coffee, and spices. The raising of livestock is also important, primarily for use as beasts of burden, or for wool or dairy products.

India ranks among the world leaders in the production of many of its mineral and precious metal resources. Textile production is the leading manufacturing industry of India. Other important sectors of manufacturing include processing of agricultural products and steel products. The rupee is India's basic monetary unit (44.75 rupees equal U.S.$1; 2004).

Government

India is a union of 27 states and 7 centrally administered territories. The chief executive and head of state is a president, but actual executive power resides in a council of ministers, or cabinet, headed by a prime minister. The president appoints the prime minister. The cabinet is responsible to a parliament, which is composed of the Rajya Sabha (Council of States) and the Lok Sabha (House of the People).

History

Archaeological evidence indicates that the Indian subcontinent was invaded long ago by Dravidian tribes, who subsequently developed an extensive and sophisticated civilization. About the middle of the 3rd millennium BC, Dravidian India was invaded by tribes referred to as Indo-Aryans, who gradually occupied most of the territory north of the Vindhya Range and west of the Yamuna River. The Vedas, a collection of sacred writings dating from about 1200 BC, contain considerable information on Indo-Aryan life and also depict the emergence of Hinduism. During the 1st millennium BC, the Indo-Aryans established autonomous states, of which the most important was Kosala, situated in the region occupied by what is now Oudh. Another kingdom, Magadha, which occupied the territory of what is now Bihвr, became the dominant state of India by the mid-6th century BC.

Beginning in 326 BC Alexander the Great achieved sovereignty over a large section of northwestern and central India, and thereafter Greek influence affected the development of Indian culture. In about 321 BC a native leader named Chandragupta, founder of the Maurya dynasty of Indian kings, successfully rebelled against the Macedonians and within the next decade extended his sovereignty over most of the region.

The Maurya dynasty endured until 184 BC, during which time Buddhism became the dominant religion of the empire. Following the Mauryas, the Sunga ruled for more than a century. This period saw the decline of Buddhism and the triumph of Brahmanism, and the caste system became part of the Indian social structure.

From 230 BC to the 3rd century AD various dynasties controlled different parts of the region. In 320 a Magadha raja named Chandragupta I (reigned 320-330?), founded the Gupta dynasty, which eventually conquered all of the subcontinent north of the Narmada River. Under the Gupta dynasty Indian culture reached new heights, and Hinduism experienced a renaissance. Toward the close of the 5th century, Hunnish invaders conquered the Gupta Empire.

At the beginning of the 11th century, a new Islamic power, Khorвsвn, gained power under Mahmud of Ghaznм (reigned 999-1030) in western Asia, taking over many western Indian cities. Muhammad of Ghur began his reign in 1173 and eventually controlled all of the Indo-Gangetic plain west of Benares (now Vвrвnasi). Ala-ud-Din (reigned 1296-1316) of the Khalji dynasty consolidated the Indian realm by conquering the Deccan.

In 1398 the Mongol conqueror Tamerlane destroyed Delhi, massacring its inhabitants, but he left the area of his own accord and the Lodi dynasty of kings took power. In 1526 Babur, a descendant of Tamerlane and the founder of the great Mughal dynasty, defeated the Lodi army, proclaiming himself emperor of the Muslim dominions. The Mughal Empire attained its peak of cultural splendor under the rule of Shah Jahan (reigned 1628-1658). However, under Shah Jahan's son Aurangzeb, the empire declined. In the political chaos of the half-century after the Mughal Empire, petty kingdoms and principalities, such as Hyderвbвd, arose.

Beginning in the late 1490s the Portuguese won a monopoly of the lucrative Indian maritime trade. The Dutch East India Company broke the monopoly early in the 17th century. After negotiations, in 1612 the English founded their first Indian trading post, eventually gaining dominance over the Dutch. In 1773 the East India Company became a semiofficial agency of the British government, which ultimately subjugated the entire subcontinent and contiguous regions using its superior military power, as well as brutality and manipulation. British policy of annexing Indian territories engendered profound hostility. In 1857 the sepoys, native troops employed by the English East India Company, began a general, sometimes bloody, uprising, known as the Sepoy Mutiny. By mid-1858 the rebels had fallen. However, the Sepoy Mutiny resulted in the transfer of the administration of India from the East India Company to the British crown, which implemented important reforms. Regardless, the impoverished condition of the masses, popular resentment over the country's colonial status, and a growing spirit of nationalism remained issues of concern.

At the end of the 19th century and beginning of the 20th century, nationalist associations were formed, the most influential being the Indian National Congress. Hostile demonstrations against British rule became more frequent, and there was a popular boycott of British goods. However, the formation in 1906 of the Muslim League, which was generally pro-British, to some extent diverted attention from nationalism to Hindu-Muslim conflicts. Following the outbreak of World War I (1914-1918) both Hindus and Muslims rallied to the British cause.

After the war, Mohandas K. Gandhi, a Hindu social and religious reformer, called for a campaign of passive resistance (Satyagraha) against British repression. In early 1930 Gandhi led a movement against the government salt monopoly, and his subsequent imprisonment resulted in riots. In 1931 the British government arranged a truce with Gandhi, but bitter Hindu-Muslim conflicts and the world economic crisis, which had begun in 1929, completely disrupted the economy of India during the early 1930s.

In 1935 British legislation known as the Government of India Act provided for the establishment of autonomous legislative bodies in the provinces of British India. The plan proved unworkable, however, and a Muslim League proposal for creation of an independent Muslim state (Pakistan) met with violent Hindu opposition.

On the outbreak of World War II (1939-1945), the viceroy of India declared war on Germany without consulting Indian leaders, alienating important sections of the Indian National Congress. Meanwhile, the Muslim League, many of the princely states, and certain members of the Indian National Congress had endorsed the British war effort. After unsuccessful proposals by the British, the civil disobedience movement resumed in 1942, and the National Congress was outlawed. In 1945 and 1946 discussions between India and Great Britain took place. The negotiations were fruitless, but a representative interim executive council, headed by Jawaharlal Nehru, was eventually formed. Nonetheless, strife between Muslims and Hindus increased.

Fear of a Muslim-Hindu civil war led to the 1947 Indian Independence Act, establishing India and Pakistan as independent dominions of the Commonwealth of Nations. For the subsequent history of Pakistan, see Pakistan: History. As a result of partition, areas inhabited predominantly by Hindus were allocated to India, including most of the 562 princely states in existence, as well as other disparate territories.

The first Constituent Assembly, in December 1946, was boycotted by the delegates of the Muslim League, and Nehru became the country's first prime minister. After partition, a mass exodus of Muslims from India into Pakistan and of Sikhs and Hindus from Pakistan into India took place, often accompanied by violence. Hostilities between the two countries grew serious over the status of the princely states, Kashmмr in particular. The status of Kashmмr was a recurring point of conflict and had yet to be settled in the mid-1990s. In 1948 Gandhi was assassinated, and Muhammad Ali Jinnah, the founder of Pakistan, died as well.

The Indian Constituent Assembly approved a republican constitution for India in late 1949. All-India Congress leader Rajendra Prasad was elected the first president of the republic in 1950. The Constituent Assembly became a provisional parliament, and Jawaharlal Nehru was elected prime minister. Under Nehru a five-year national development plan was announced. The first general elections in the Indian Republic during 1951 and 1952 left the Indian National Congress with a majority in parliament, and Rajendra Prasad remained as president.

Throughout the 1950s India took an active role in the international politics of Asia, attempting to remain neutral in most conflicts. In 1964 Nehru died. He was succeeded as prime minister by Lal Bahadur Shastri. In 1966 Shastri died suddenly, and Nehru's daughter Indira Gandhi was chosen to be the new prime minister. After some political disorder, Gandhi and her faction, from that time called the New Congress Party, won the elections of 1971. When civil war erupted in Pakistan later that year, millions of refugees fled to India, and relations between India and Pakistan worsened. Eventually India invaded East Pakistan, forced the surrender of Pakistani forces there, and recognized the new nation of Bangladesh.

Economic conditions in India worsened during the mid-1970s. Gandhi was convicted in 1975 of corruption, and she declared a national state of emergency. The government used mass imprisonment and press censorship to quell political opposition. In the 1977 election the Janata Party, a coalition formed to oppose Ghandi's regime, won a majority, and its head, Morarji R. Desai, was named prime minister. However, in 1978 Gandhi formed Congress-I (I for "Indira"), which became the main opposition party in the House of the People. Elections in early 1980 resulted in a major victory for Gandhi and her Congress-I Party; she resumed the office of prime minister.

Sikhs demanding autonomy for the Indian state of Punjab continued to be a concern, and Gandhi brought Punjab under president's rule in 1983. In 1984 a holy temple was the site of the killing of hundreds of Sikhs by police. Indira Gandhi was shot and killed by Sikh members of her personal guard later that year. Her son Rajiv Gandhi became the new prime minister, and he was reaffirmed by parliamentary elections in 1984. Gandhi agreed to expand the boundaries of Punjab. Allegations of corruption weakened the Congress-I Party, however, as did Gandhi's inability to deal effectively with Punjab and Kashmмr. From 1989 to 1997 there were several quick turnovers in leadership, continued sectarian violence between Hindus and Muslims, and a number of natural disasters.

Today the president of india is Dr. Abdul Kalam Azad, while the prime minister is Mr. Atal Bihari Vajpayee.

ARTICLE CONTRIBUTED BY : BHATT VISHAL C. ( SECOND YEAR )

 

Нравственное самосовершенствование

Я - ПОСЛЕДНИЙ

Выпуск 4

Итак, я стал марафонцем; хоть и дорогой ценой, но исполнилась моя заветная мечта. В нашем клубе это вызвало сильный резонанс: наши мужчины один за другим потянулись к марафону, а, глядя на них, и несколько женщин покорили 42 км. Наша марафонская группа стала регулярно выезжать на массовые пробеги в другие города, благо мода на бег стремительно росла и такие "народные" пробеги, как я их называю, проводились буквально повсюду, успевай только билеты на поезд покупать.

После подмосковного Калининграда, где я пробежал свой первый марафон, мы отправились в гости в новгородский клуб "Кентавр". Этот забег на 80 км 9 января 1983 г был для меня нелегче марафона, потому что я не рассчитал свои слабые силенки, увлекся и взял слишком быстрый темп, и "сдох" уже на отметке 20 км. Последние 10 км я полз чуть ли не на четвереньках. Все бегуны уже давно сидят в автобусе и с нетерпением ждут, когда же появится этот "чайник", чтобы отправиться в вожделенную баню. А "чайник" в полном одиночестве мотается по трассе, уже не веря, что когда-нибудь дотащится до финиша.

И я понял, что в этих любительских "народных" пробегах я могу быть только последним. Конечно, я сдался не сразу. Запомнились и другие пробеги. В городе-герое Бресте мы бежали в июле в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Солнце стояло в зените, и эту "тридцатку" я тоже закончил в полуобморочном состоянии. И, конечно, опять был последним на финише.

Побывали мы и в Севастополе, где пришлось ползти на Сапун-гору, в Одессе, Минске, Архангельске и многих других городах нашей необъятной России. А пробег в городе-герое Киеве имел для нас историческое значение. Весной 1986 г я получил письмо от председателя киевского КЛБ "Арсенал" Павла Хомича с приглашением принять участие в праздничном пробеге 9 мая в честь Дня победы. Оказывается, они уже давно проводят такой пробег в самом центре столицы Украины.

Конечно, мы приедем. От желающих нет отбоя - все хотят посмотреть красавец-город и пробежаться по Крещатику. Покупаем 20 билетов на прямой авиарейс Смоленск - Киев. Спортивная парадная форма с надписью "Смоленск, "Надежда" и кроссовки уже уложены в сумки, приготовлены сувениры. И вдруг по радио сообщают, что в 100 км от Киева на атомной электростанции в Чернобыле произошел взрыв.

“Наплевать, ребята! Мы же летим в Киев отмечать День Победы”, - убеждал я наших. Конечно, мы еще не знали размеров бедствия и плохо представляли себе последствия нашей поездки. Семь билетов на самолет все же пришлось сдать, и в Киев полетело 13 бегунов из "Надежды". "Чертова дюжина", - невесело шутили мы. Однако в киевском аэропорту все сомнения исчезли - оркестр, фотограф, цветы, поцелуи, объятия. Нас встречала половина "Арсенала". И никто из тринадцати не пожалеет, что прибыл в Киев. Такой красоты мы еще не видели. К месту старта нас пришли приветствовать воины-ветераны, а в парке Победы, на финише, нас тоже ждала торжественная встреча. И мы почти не заметили этих 30 км под палящим солнцем в радиоактивной пыли (как позже выяснилось!). Было принято решение организовать в нашем родном Смоленске ежегодный пробег в честь Дня Победы с приглашением клубных команд всех городов-героев.

Первый такой праздничный пробег состоялся в 1987 г с участием КЛБ Москвы, Минска, Ленинграда, Киева, Бреста, Одессы, Севастополя и Тулы. В пробеге приняло участие около 500 любителей бега, и среди них около 100 ветеранов Великой отечественной войны. Наш "фирменный" праздничный пробег регулярно проводится вот уже 17 лет. За эти годы у нас выработалась вполне определенная тактика проведения таких забегов. Дело в том, что не я один плелся в конце забега, таких "чайников" было много - большинство любителей старше 40 лет, которые никогда в жизни активно не занимались спортом, и к бегу приобщились лишь в достаточно зрелом возрасте, имея к тому же солидный багаж хронических заболеваний. А в таких массовых (несколько тысяч бегунов) "народных" пробегах в большинстве своем участвуют бывшие спортсмены, которые закончили свою спортивную карьеру в связи с возрастом и таким образом поддерживают свою форму. Они с ранних лет адаптировались к большим тренировочным и соревновательным нагрузкам и имеют большой опыт участия в таких пробегах. Конечно, нам, "чайникам", тягаться с ними нет никакой возможности и смысла. И, кроме неприятностей, такая соревновательная деятельность ничего нам не обещает. Потому что для того, чтобы держаться хотя бы в середине забега, нужно увеличить свою привычную, оптимальную скорость до опасной величины, в результате чего быстро развивается утомление со всеми характерными отрицательными эмоциями. К тому же глубокое разочарование в своих физических возможностях дополняет психологический стресс. Поэтому мы предлагаем такие забеги для любителей-неспортсменов проводить не в форме соревнований, а в виде группового пробега в своем среднем привычном темпе, полностью отключившись от соревновательного духа спортсменов.

То есть мы группируемся в небольшие группы из двух-трех человек, имеющих одинаковую привычную скорость бега и не обращаем никакого внимания на рвущихся к финишу энтузиастов. Кстати, журналист Л. Семенов таких бегунов окрестил "петухами" - это любители, страстно жаждущие победы и участвующие в пробеге исключительно ради соревновательного духа. Как правило, это почти всегда бывшие спортсмены, v которых в крови стремление к победе и высоким результатам.

Мы же - "лоси", то есть люди, которых увлекает и привлекает сам процесс бега, его неповторимая прелесть, должны быть равнодушны к своим "спортивным" результатам. Есть еще и "гилморы", которые бегают ровно столько, сколько необходимо лишь для укрепления здоровья, так сказать, беговой минимум и которым, увы, недоступно чувство глубокой радости.

При таких условиях большинство любителей оздоровительного бега могут принимать участие в массовых забегах ветеранов, выбрав для себя безопасную "десятку" (10 км) и получив максимум радости и удовольствия. Участие же в соревнованиях на более длинные дистанции (20, 30 км и тем более марафон) доступно далеко не всем поклонникам оздоровительного бега и требует длительной специальной подготовки. Для того, чтобы понять происходящие при этом процессы и разработать программу своих занятий, правильно планируя то, что будет происходить в организме, нам придется познакомиться с азами спортивной физиологии и особенностями оздоровительной тренировки. Именно оздоровительной, а не спортивной, что мы и сделаем в следующем выпуске.

Мильнер Е. Г.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

 

Что в имени тебе моем…

(Из серии “Рассказы о русских именах”)

Общеизвестна роль имен в человеческом обществе. Ясно, что изъять имена из общения столь же невозможно, как и лишить человечество языка. Но роль имени в прошлом была еще значительнее. В древности человек тщательно оберегал имя, считая его своей неотъемлемой частью. Он старался держать имя в тайне, чтобы отгонять злых духов, а узнав имена врагов, уничтожить их при помощи магии.

Современный человек лишен предрассудков, он легко меняет фамилию и имя. Можно изменить имя, исказить его или вообще упразднить. Но вот парадокс - магия имен продолжает жить. Более того, во времена культурной деградации она получает широкое распространение в паранаучной форме. В красиво изданных книгах с названиями вроде "Тайна имени", а также многочисленных журнальных и газетных статьях не только содержатся традиционные объяснения имен, но и утверждается, что имя определяет судьбу человека. В этом особенно преуспел психолог Б. Ю. Хигир, который по имени, отчеству и дате рождения характеризует человека и прогнозирует его будущее. Серьезные ученый-антропонимист А. К. Матвеев называет эти попытки “лингвистической астрологией”. Вот какие возражения против такого подхода он приводит:

1. Одно и то же имя в разных языках звучит по-разному: русское Иван - английское Джон, русское Александр - венгерское Шандор, русское Андрей - мансийское Унтари. Возникает вопрос, сохраняются ли волшебные свойства имени в случаях столь радикального несоответствия звуков или только русские имена, в силу каких-то удивительных обстоятельств, обладают такой способностью? А как быть с тем непреложным фактом, что имя живет во множестве вариантов: Алексей становится Лёхой, Андрей - Дюшей, Анна - Нюрой, Александр - то Сашей, то Шурой. В жизни эти варианты, в которых нет ничего общего с каноническими именами, нередко встречаются намного чаще, а в детском возрасте, когда, казалось бы, прежде всего должно сказываться роковое влияние имени, они преобладают абсолютно. Десятки и даже сотни вариантов личных имен фигурируют на страницах словарей. И какой же из них будет определять жизненный путь?

2. Наш именник, толкованием которого занимаются ономастические кудесники, в основном заимствован. Он - древнееврейско-греко-латинского происхождения. Если же обратиться к другим народам и языкам с совершенно прозрачными по семантике именами типа бесчисленных арабских Абдулвали - "Раб Святого", Абдулгафур - "Раб Прощающего", Абдулкарим - "Раб Щедрого", Абдулхамид - "Раб Славного" и т. п., то исчезает сама база для гадания, которая появляется, когда внутренняя форма скрыта для неспециалиста, хотя в большинстве случаев известна ученым, т. е. в именах типа Иван, Александр, Андрей. В таких случаях можно легко спекулировать на благозвучных и неблагозвучных сочетаниях и случайных совпадениях.

3. Наконец, если бы подобные закономерности действительно существовали, то ученый мир безо всякой генетики давно додумался бы до клонирования людей со специфическими чертами характера и судьбой при помощи имен. Да и эмпирические наблюдения привели бы даже малообразованных людей к выводу, что есть не только благозвучные и неблагозвучные, но и "хорошие" и "нехорошие" имена.

Вопрос о паранауке в ономастике (ономастика – наука, изучающая имена собственные) сейчас весьма актуален, ведь то, что можно простить наивному дикарю или суеверному средневековому крестьянину, которые давали своему потомству разного рода профилактические имена, в наше время следует квалифицировать только как шарлатанство или глубочайшее заблуждение.

Имена влияют на судьбу людей и мест, но опосредованно. Люди могут смеяться и даже издеваться над именем, фамилией, прозвищем или названием деревни, а это может так или иначе ущемлять психику человека или группы людей с развитием в дальнейшем аномальных чувств, реакций, действий и соответствующими последствиями. В таких русских именах, как Фекла, Акакий, Пульхерия только специалист может сейчас увидеть значения "Божья слава", "Не причиняющий зла", "Прекрасная", а у незнающих - их огромное большинство - неблагозвучные звуковые комплексы могут вызывать неэстетичные ассоциации. В результате эти старые имена фактически выпали из русского именника. Оказывается, материальной базой для воздействия имени на человека являются прежде всего фонетические и смысловые ассоциации. Именно поэтому создатели искусственных имен сознательно или бессознательно, как правило, не жалеют сонорных звуков для имен положительных персонажей и смычных, шипящих, а также труднопроизносимых групп согласных - для отрицательных. Потому благозвучны имена, связанные с провиденциальным началом в "Розе Мира" Даниила Андреева (Нэртис, Олирна, Ирольн) и какофоничны, трудны для произношения наименования демонических персон (Гагтунгр, Гашшарва, Друккарг).

Еще пример: в алфавитных списках фамилий преподавателям и командирам бросаются в глаза первые по списку. Их чаще спрашивают, отмечают, награждают и т. п. Последним по списку уделяется меньше внимания. Они чувствуют себя ущемленными, у них развивается комплекс неполноценности. Поэтому первые успешнее в жизни. Объяснение это, конечно, спорно, но и оно указывает на опосредованность влияния имен на человека.

Данилова И. В.

 

"Образы Вечности"

4 марта в Вяземском выставочном зале открылась персональная выставка заслуженного художника России Любови Александровны Обориной.

Многие смоляне, посещающие областные выставки, помнят живописные и графические произведения Л. А. Обориной. Они отличаются соразмерностью и отточенностью формы, особой эстетикой, мастерской композицией. Надолго запоминаются задумчивые одухотворенные лица персонажей, изысканные цветочные натюрморты.

Любовь Александровна Оборина родилась в Смоленске в предпоследний год войны. Сколько себя помнит - с детства любила рисовать. Единственной игрушкой в те годы у девочки был карандаш. В юности ей повезло с педагогами: занималась в студии при Смоленской организации Союза художников РСФСР у А.Терещенко, затем - училась на художественно-графическом факультете СГПИ у В. И. Марышева, А. Г. Сергеева. Руководителем диплома по живописи был В. А. Ласкин. По окончании учебы уехала по распределению в Таджикистан.

Оборина заявила о себе как состоявшийся художник с конца 1960-х годов, приняв участие в республиканских, в двух Всесоюзных выставках молодых художников в Академии художеств СССР в Москве. Её талант оценили на киностудии "Таджикфильм", куда пригласили работать художником - постановщиком по костюмам. Зрители постарше помнят известные фильмы: "Поэма о хлопке", "Белая дорога", "Краткие встречи на долгой войне", "Гала".

Барьер профессионализма в искусстве был ею взят еще в молодые годы. Одновременно с состоянием творческой свободы пришло понимание живописной картины как законченного произведения. Возможно, в этом понимании не последнюю роль сыграла работа в кино, воздействующая на определенное видение реальности в ее разных ракурсах. Это породило стремление в живописи передать предмет в пространстве всесторонне с переменных точек зрения. Подобная практика углубляет интеллектуальный и психологический мир художника. Произведения Обориной уже в 1970 годы отмечены печатью личного видения, индивидуальным восприятием жизни. К ним относятся замечательные произведения из серии Рамитские улочки: "Красные ворота", "Улочка в Рамите", "Дворик" и многие другие, давно находящиеся в частных коллекциях в разных странах.

Работы с успехом экспонировались на выставках, организуемых Министерством культуры СССР в Китае, Монголии, КНДР, Всемирной выставке в Египте и выставках художников Таджикистана в Алжире, Тунисе, Сирии, Португалии, Франции и ФРГ. Картины Обориной репродуцировались в журналах "Дружба народов", "Искусство", каталогах выставок и альбомах, выпускаемых издательствами: "Изобразительное искусство", "Советский художник", "Ирфон".

Любимые жанры художницы - портрет, натюрморт. Любимые виды - станковая живопись и графика. В основе живописной манеры лежит тщательное изучение световой среды, колорит сдержан, построен на тонких цветовых переходах. Портретные образы отличаются глубиной и сложностью духовного мира: "Портрет балерины" (1976), "Портрет композитора З. Миршакар"(1985), "Разговор о жизни" (1988), "Художник и модель"(2000).

Поражает бережно-уважительное отношение художницы к модели: стремление постичь и передать внутренний мир. Портретируемые, в основном, - творческие личности: художники, музыканты, искусствоведы. Особое внимание уделено взгляду, жестам рук, элегантности, грациозности движений, тому, что выявляет характер человека. Люди на портретах, как правило, погружены в себя, и это состояние отрешенности объединяет персонажей. Кто-то мудро сказал: жизнь человеческая - есть разлука с Вечностью. Человек из нее приходит и в нее уходит, прожив определенный отрезок времени. Образы Любови Обориной как бы не теряют связи с Вечностью, благодаря отрешенности от внешней среды, что придает им некую магическую притягательность. Почувствовать и передать это может только человек, сам чувствующий вечный мир, художник, постоянно размышляющий и работающий. А в трудоспособности Любови Обориной не откажешь, как говорится "ни дня без строчки..."

В натюрмортах передано то же состояние вневременности, при всей ощутимости эпохи. Зрителя не покидает ощущение особой камерности, исходящих от повседневных предметов. "Тихая жизнь" вещей формирует атмосферу быта, связанную с творческой жизнью человека. Подчеркнута почти драгоценная хрупкость каждого предмета: прихотливые изгибы цветочных стеблей и лепестков, их трогательное изящество. Простой глиняный горшок ничего не теряет в соседстве с высоким прозрачным кувшином: "Лилия и цикламен" (2002). Кружевная скатерть на круглом столе не дробит изображение, но органично дополняет композиционный орнамент. Оборина - мастер композиции. При кажущемся обилии деталей - ничего лишнего. Оправдано расположение каждого предмета, раскрывающее его взаимоотношения с человеком, как в старом голландском натюрморте. Вещи несут определенную смысловую нагрузку, символику. Своей визитной карточкой художница считает изображение яблока - символ познания Добра и Зла. Эти моральные категории сталкиваются в исполненной трагизма картине "Памяти русских, убиенных в 1990", посвященной драматическим событиям 11 февраля 90-го года в Душанбе. Над столиком, покрытым национальным ковриком для молитв - изображение русских богородичных икон. Все предметы свидетельствуют о переплетении русского и таджикского быта. Но в этот уютный мир грубо вторглась война - куском сочащейся кровью ткани, которая, возможно, раньше была белого цвета, как трубящий бумажный ангел на её фоне. Возникает вопрос "Кому и зачем это надо: окрасить светлый мир в страшный цвет абсурдной и тупой силы Зла?". Это - открытый вопрос художника- гражданина. Подобные произведения звучат убедительнее судебных приговоров.

"Автопортрет в 3/4 жизни" - одна из этапных картин последнего периода. Это жизнь, развернутая последовательно в пространстве и во времени. Мечтательной, устремленной в будущее девушке в светлом венке из одуванчиков следует уверенная в своих силах опытная художница, а завершает круговую фигурную композицию мудрая женщина, с безмерной печалью в глазах, с горестной складкой в уголках рта, устало присевшая на стул, как после длинной дороги. Дороги, длиною в жизнь. Замыкает всю композицию, но в то же время и начинает её багрово-красный цветок на окне, в народе называемый "вдовьим". Он изображен за спиной девушки. Только на холсте можно так ёмко и в то же время лаконично поведать о человеческой судьбе .

Почти сорок лет жизни в творчестве... В 1990 году, вырвавшись из ада войны, Оборина с семьёй переезжает в Смоленск из Душанбе. Она принимает активное участие в художественной жизни города, постоянно участвует в городских и областных выставках, зональных выставках во Владимире, Воронеже, Липецке, во Всероссийской выставке портрета. С 1994 года - доцент кафедры изобразительного искусства СГПУ, с 2002 года - профессор этой кафедры. Ею созданы ряд учебно-методических разработок по композиции для студентов. С 1999 года Оборина направляет работу секции молодежного отделения СХ, делясь с начинающими художниками опытом, устраивая многочисленные выставки с последующим обсуждением и отзывами в прессе. В ее жизни органично соединились любовь к искусству и талант преподавателя. Еще работая по распределению в Душанбе, она посвятила себя творческой и педагогической деятельности: преподавала живопись на архитектурном факультете Таджикского политехнического института.

Любовь Александровна учит молодых художников тому, чем профессионально владеет сама: передаче Света и Пространства в живописи. Божественные категории в истории изобразительного искусства. Свет есть Добро. Выбор был сделан сразу и навсегда. Она ни разу ему не изменила. За эту требовательность, самоотверженность в работе, стремление научить Добру благодарны Учителю ученики, среди которых немало талантливых: П.Бобовников, А.Долосов, Н. Рыжикова, А.Рябинин, К Тимошенков, К.Шляховой, А.Таланов, Д.Петруленков, М.Савицкая и другие. Почти все они неразрывно связали свою жизнь с творчеством.

В 2001 году Любови Александровне Обориной присвоено звание заслуженного художника России.

Лидия Мельникова, кандидат искусствоведения

 

Мир цвета художника Петрова

В Городском Центре Досуга открылась и работает выставка графики и живописи Владимира Петрова. Художник относится к поколению, уже давно вступившему в пору творческой зрелости. Хотя уже и первые его шаги в искусстве, более десяти лет назад, выказывали в нём человека чувствующего и мыслящего самостоятельно. За это время художник стал участником многих выставок, вступил в Союз художников России выросло его мастерство, но неизменными остались его творческое кредо - отображение видимого, окружающего его не иллюзорно, а эмоционально, создавая свой особый мир, что сближает его творчество с авангардом.

Живописные и графические работы В. Петрова отмечены последовательной творческой позицией - стремлению к законченному произведению. В общем русле эстетических поисков художника, разница в гуашах и в картинах принципиально различны это абстракция и фигуративное искусство. Но и в одном, и в другом художник использует одни и те же традиции - иконы, лубка, японской гравюры, извлекая для каждого вида искусства нужное зерно. В графических абстракциях В. Петров нашёл гармонию чёрного и белого, контрастных - красных и зелёных, жёлтых и синих цветов, соразмерность большого и малого, используя лишь чисто эстетическую сторону духовного искусства. Серия показанных на выставке абстрактных композиций появилась от вполне романтических впечатлений обыденности, и носят вполне конкретные названия: "Утро", "В Лесу", "Из детства", "Угощение"….

В живописных картинах В. Петрова в противоположность графике эмоциональная насыщенность образа стоит во главе угла произведения, независимо от того - картина то или этюд. В создании образа главенствует колорит.

Выбранные художником темы, начиная с первых самостоятельных шагов в искусстве не многочисленны - это "Земля", "колодцы", "птицы". Их решения лишены плакатной декларативности. Мир живописных картин - это мир размышлений и своеобразных символов, которые заложены в самом смысле названий его картин: "Пейзаж с обляком", "Мишин колодец", " Сон"… . Он возникает из действительности, и в то же время, художественный язык его картин не копирует её. Созданный художником мир задумчив и размерен, он совершенно лишён какой либо агрессивности; на холсте возникает из сложных и напряжённых, порой очень тонких цветовых гармоний спонтанной фактуры, разного характера форм.

Попова Е. (Старший научный сотрудник Художественной галереи).

 

________________________________________________________________________________________________________

NB! Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов

Штаб-квартира редакции: 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28д. Смоленская государственная медицинская академия. Кафедра анатомии человека. Студенческая научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций.

Телефон редакции: (0812)510012; бухгалтерии: (0812)550469

E-mail: uusgma@sci.smolensk.ru

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat.htm

 

Руководитель проекта - Соловьев А. С.

Редактор - Глотов В. А.

Бухгалтер - Осипенкова Н. Г.

Подписка по e-mail: В строке "Тема" написать "Vivat academia!"