"VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS"

(Vol. 1. No. 23. 25 November 2004)

Студенческая электронная газета Смоленской государственной медицинской академии

Содержание

Объявления

Внимание! Институт археолгии РАН продолжает вести археологические раскопки...

Новости

Что? Где? Когда? (часть II)

Нравственное самосовершенствование

Воробьев А. Большой праздник Великой Иллюзии (продолжение)

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Котенкова Е. Демографы бьют тревогу

Литературная гостиная

Тиль Песочников. "Наваждение" (рассказ)
Владимир Сапожников. Стихотворения

 

Объявления

Внимание! Институт археолгии РАН продолжает вести археологические раскопки на территории Смоленска. Для обеспечения благоприятных условий работы сооружается крытый павильон. Для проведения раскопок приглашаются студенты медицинской академии и все желающие. Оплата почасовая, рассчет проводится ежедневнона месте по окончании работы. Начало работ с 29 ноября 2004 г. с 9:00. Место работ - пересечение ул. Б. Советская и ул. Ленина, рядом со зданием Облсовпрофа. За справками обращатся в отдел археологии Смоленского государственного музея-заповедника. Телефон: 381640

 

Новости

 

Что? Где? Когда? (часть вторая)

 

19 ноября в нашей Академии состоялись интеллектуальные игры. Немного предыстории этого события.

В прошлом году в октябре клуб “Что? Где? Когда?” был организован неофициально. Было решено провести городской чемпионат, пригласили Алеся Мухина. Прошли первые игры, и уже весной был официально оформлен клуб “Дикси”. А теперь студент СГМА Гамлет Аветисян предложил провести в нашей Академии подобный чемпионат. Эта инициатива была поддержана администрацией вуза, в дальнейшем предполагается проводить игры раз в семестр.

В первом чемпионате СГМА принимали участие студенты, преподаватели и врачи. Всего набралось 11 команд по 4-6 человек в каждой.

Чемпионат открыл А.С. Соловьев, рассказав об истоках зарождения интеллектуальных игр в России, а также об успехах нашей академической команды (“Доктора”) в прошлом году в Смоленске и в Белоруссии. Пожелав командам хорошего настроения и удачной игры, Александр Семенович выразил надежду, что количество команд и болельщиков увеличится.

Чемпионат состоял из трех туров по 12 вопросов в каждом. В первом туре команды разминались: казалось, что слишком быстро зачитывают вопросы, слишком быстротечны минуты, и вообще все как-то трудно… Но зато было очень весело. В начале второго тура сообщили промежуточные итоги. На первом месте – команда преподавателей и врачей во главе с А.В. Свешниковым “Разрез”. Второе место занимала команда “Нота Ре”. На третьем месте – “Улыбка” и “Голос Разума”. В перерыве некоторые команды пытались оспорить отдельные вопросы, но единственное, чего удалось добиться от ведущего, – медленнее читать задания.

Из вопросов второго тура наиболее яркое впечатление оставили два, отличавшихся как интересной формулировкой, так и оригинальностью вариантов ответов. Первый был “родом из детства”. “Один из братьев для решения важного для себя вопроса уподобился малиновке или чибису. Другой – бобру. А образ действий третьего наводит на мысль о масонах”. Этими братьями были Наф-наф, Нуф-нуф, Ниф-ниф. В другом вопро- се предлагалось закончить высказыва-ние Яна Флеминга: “Из всех женщин, встречавшихся на жизненном пути, по-настоящему Джеймс Бонд любил только одну: маленькую курносую …” Было мно- го вариантов ответов: смерть, британскую королеву, старушку мать, но правильный ответ – беретту.

Постепенно игра захватывала, обсуждение и реакция на правильные ответы становились всё более оживлёнными. По итогам второго тура на первое место вышла команда “Нота Ре”, на второе – “Разрез”, на третье – “Голос Разума”.

В третьем туре обратили на себя внимание ещё два вопроса. “Межнациональный” вопрос номер 28 подключил всё чувство юмора участников турнира, если судить по вариантам ответов: “Каким пожеланием африканский студент обидел своего русского сокурсника, когда тот сообщил ему, что собирается поехать на дачу копать”?” “Шикарными” ответами ведущий назвал варианты “Приятного аппетита!”, “Бери больше, кидай дальше”, “Может, заодно выроешь себе могилу?”, “Не рой другому яму”, “Не зарывайся”. На самом деле, правильный ответ – “Пусть земля тебе будет пухом”. Вопрос о некотором предмете весом 470 граммов, конфискованном на рынке “Привоз” Одессы, не смог взять никто. Правильный ответ отличался тонким чувством юмора – это была рекордная килограммовая гиря.

Чтобы усилить накал страстей, ведущий сообщил, что по итогам тридцать третьего вопроса команды “Разрез” и “Нота Ре” сравняли счёт. До окончания чемпионата оставалось три вопроса…

Хочется здесь отметить незаменимых болельщиков. Их было не очень много, но на протяжении всей игры они активно обдумывали все ответы между собой и поддерживали своих играющих друзей аплодисментами. Их искреннее участие помогало командам не огорчаться при неудачах и стремиться к лучшим результатам.

Итак, закончился последний перерыв, и команды собрались для объявления результатов. По итогам всей игры третье место заняла команда “Зондер”, второе место – команда “Разрез”, на первом месте – команда “Нота Ре”.

“Бронзовые” и “серебряные” призеры были награждены грамотами и фоторамками. Победителям Первого чемпионата СГМА по интеллектуальным играм “Что? Где? Когда?” был вручен главный приз – Переходящий кубок, а каждый участник команды получил почетную грамоту и фотоальбом.

Под названием “Нота Ре” выступала команда Редакции студенческой газеты “Nota Bene”.

 

Ю. Кучук

 

Нравственное самосовершенствование

 

Большой праздник Великой Иллюзии (продолжение)

 

И снова несколько слов о прошедшем кинофестивале. Как мы писали ранее, на нем были представлены самые разные фильмы почти всех стран СНГ, что дает возможность оценить и сравнить работу киноиндустрий разных стран. Конечно, режиссеры продолжают следовать традициям советского кино, одного из самых талантливых, не побоюсь этого слова, в мире. Это и прослеживается во многих работах. Одно существенное отличие состоит в том, что теперь кинохудожники снимают не то, что им заказывают, а действительно раскрывают свой талант, насколько это позволяет финансирование, повествуют о вещах, о которых раньше было принято умалчивать. Некоторые фильмы прямо-таки задевают за живое, что находит одобрительные отзывы у зрителей, уставших от однообразного, заносчивого и пошлого американского entertainment’а.

Безоговорочным победителем вышел из соревнования фильм азербайджанского режиссера Вагифа Мустафаева “Национальная бомба”, удостоенная, как мы уже писали, трех наград фестиваля, включая Гран-при. Пересказывать содержание этой работы бессмысленно, она относится к тому разряду фильмов, которые нужно непременно смотреть. По словам самого режиссера, представлявшего показ, это кино о людях, “застрявших” между старым временем – эпохой коммунизма, и новым – капиталистическим порядком, и вынужденных приспосабливаться к новым условиям. Главные герои – старейший монтажер киностудии, уволенный по сокращению штатов в день 40-летия его работы в кино, и режиссер, тоже “сокращенный” прямо в разгар работы над новым фильмом. Причина увольнений банальна до смешного и до грустного проста – кончились деньги. Символично, кстати, что помещение киностудии снималось в здании Дома правительства Азербайджана, а ее директор, пухлый весельчак в форме фашистского офицера – оказывается, это костюм из другого снимающегося сейчас фильма, где он занят в соответствующей роли – принимает “на ковер” в огромном кабинете, где из старенького патефона бодро льются звуки немецкого марша. Монтажер (исполнитель этой роли Автандил Махарадзе получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль) и режиссер остаются без средств к существованию, но несмотря на это пускаются в разные авантюры, так ярко отражающие события наших дней, чтобы добыть денег на завершение фильма. “Значит, мы еще кому-то нужны…” – завершают картину слова старого монтажера, и это надежда на завершение страданий, на выбор правильного пути, которым будет следовать страна. Тонкий юмор, беспощадная сатира (чего стоит реплика одного из героев “Да здравствует русский народ – самый верный проводник еврейских идей в жизнь!”) и высокий гротеск – все это в сочетании с безусловным мастерством команды В. Мустафаева обеспечили успех фильма у зрителей и членов жюри. Но это же стало и причиной препятствий, чинимых режиссеру и киностудии азербайджанскими чиновниками в лице нынешнего министра культуры республики, а ранее популярного эстрадного певца П. Бюльбюль-оглы. Картине отказывали в прокате и показе за рубежом, в частности в России, на состоявшемся летом XXVI Московском международном кинофестивале. Награжденный режиссер выразил надежду на то, что пережитки советской номенклатурщины останутся в прошлом.

Белорусский фильм “Прикованный” режиссера Валерия Рыбарева также встретил теплый прием на кинофестивале. Рыбарев – заслуженный деятель искусств БССР, работы которого были удостоены многих наград и премий. Его новый фильм повествует о воине-афганце, после службы в армии ведущем затворнический образ жизни в своем забытом богом поселке на берегу Балтики. Однажды его размеренную жизнь нарушает приезд молодой девушки, представившейся дочерью знакомой его старого друга. На лето она приезжает из белорусского города Новогрудка и навсегда меняет жизнь затворника. Он загорается страстью к красавице, как вдруг она раскрывает тайну – она ЕГО дочь. Не объясняя больше ничего, она уезжает на рассвете и оставляет записку с адресом и ключом от квартиры, где живет вместе с мамой. Потрясенный, он приезжает по указанному адресу и встречается с женщиной, с которой когда-то, еще до учебы в военном училище, провел четыре незабываемых дня своей жизни. Армия, служба в Африке и Афгане, время и расстояния разлучили этих людей. Неожиданная встреча, нахлынувшие воспоминания и прелестная дочь, о существовании которой он и не подозревал, переворачивают жизнь одинокого скитальца, “приковывают” его к этим двум женщинам, меняют судьбу… Необычайно пронзительный фильм, затрагивающий чувства зрителя, был награжден за работу оператора, художника-постановщика и лучшую женскую роль.

Киргизский фильм “Сельская управа”, получивший приз за лучшую режиссуру, при всей обыденности сюжета удивил многих неимоверной жизнерадостностью и оптимизмом. Действие происходит в небольшом предгорном селении, где, как и всюду, царят разруха, пьянство и безденежье. Мелкие личные проблемы сельчан, повседневные заботы – кто-то повадился воровать баранов из закрытых сараев – все как у всех. Развалившийся колхоз, заброшенные поля и никакой помощи от государства – что делать в таких условиях простым жителям? Но люди, там живущие, сильны своей верой в жизнь. Сельский староста, простоватый и чудаковатый, не хватает звезд с неба, но и сдаваться на волю судьбе не желает. Понимая, что кроме самих сельчан никто их жизнь не устроит, он находит способы “расшевелить” их и дать стимул к совместной работе. Земли колхоза распределяются между семьями, добывается цистерна солярки по договору с местным предпринимателем под залог будущего урожая, запускают единственный оставшийся в деревне трактор, в короткие сроки достраивают мечеть, и – жизнь возрождается! Фильм правдивый, чистый, откровенный, совсем не скучный, хотя рассказывает о давно известных вещах. Даже сцена драки участкового милиционера с местным воришкой посреди деревенской дороги сделана с мастерством, которому могут позавидовать и некоторые именитые режиссеры.

Самым неоднозначным фильмом фестиваля оказался поставленный известным латвийским режиссером Янисом Стрейчем фильм “Мистерия старой волостной управы”, разделивший и зрителей и жюри на восхищавшихся и презиравших. Режиссер использовал классический прием многих мэтров “кино о кино”, в котором заложил инструменты для воплощения своих идей. Сама картина состоит из трех новелл, названиями к которым выбраны латинские цитаты из библии. Герой – модный, талантливый режиссер снимает качественные фильмы. В процессе съемок его группа сталкивается со всеми проблемами, которые только могут возникнуть у современных кинематографистов: то заканчиваются деньги, то весь актерский состав перепивается в деревушке, где идут съемки, а массовка из местных жителей – сущее наказание. На этих неурядицах Стрейч строит свои сюрреалистические сцены с гротеском, доведенным до абсурда – прямые параллели с творчеством Кустурицы и Феллини. Острая, яркая, глубокая картина показывает прошлое республики – десятилетия советской оккупации, всесилие КГБ, народных ополченцев “лесных братьев”, защищавших честь народа и страны. Но современные реалии не внушают надежд не лучшее – верховенство капитала, безбожие, чиновничье мракобесие и общая безнравственность правят миром. И зрителя ставят перед выбором. Фильм тяжело понять и не легче принять ту оплеуху, которую наносит остро социальный сюжет картины современному обществу, стоящему на перепутье. Фильм, получивший одобрение Ватикана несмотря на откровенную фривольность многих сцен, подвергался гонениям в Латвии: как и в случае с упомянутым выше фильмом “Национальная бомба”, ему запрещали демонстрацию за границей. Он всем нам предлагает задуматься над своим будущим и осмыслить прошлое.

Неотмеченным жюри оказался узбекский фильм “Лекарь”, о враче, хирурге-онкологе, работающем в медицинском центре небольшого города. У него много недоброжелателей среди местных чиновников от здравоохранения. Прооперированные им больные часто остаются инвалидами, некоторые умирают, что “портит статистику” в районе. Но по-другому ведь нельзя, врач делает все от него зависящее и даже больше – спасает обреченных, хотя не всегда лекарство или скальпель справляются с недугом. Масла в огонь нелюбви к доктору подливает недавний случай смерти одного больного с пороком сердца, которого тот взялся оперировать, чтобы схватить последнюю ниточку, связывавшую пациента с жизнью… В город приезжает проверяющая из Ташкента, молодая женщина, врач республиканского онкологического центра. Ее отец покончил собой, когда узнал, что болен раком, поэтому все трагедии онкобольных она воспринимает как личные. Безупречное мастерство хирурга, преданная своему делу сплоченная команда его сотрудников и множество больных, спасенных от тяжкой смерти, а также здравый смысл позволяют установить, что и в случае с тем больным врач показал себя непревзойденным профессионалом, честно исполнившим свой долг. Эта картина тронула многих зрителей, посетивших премьеру, и тем более странным кажется невнимание жюри к ней.

Другим фильмом, достойным внимания, была казахская картина “Дорога” режиссера Дарежана Омирбаева. Она была снята в 2001 году и получила множество наград, в том числе Специальный приз Каннского кинофестиваля. Как сказала продюсер фильма, их картина получила все, чего заслуживала, а на фестивале в Смоленске следует открывать новые имена, показывать новые фильмы, неудивительно поэтому, что жюри обошло фильм вниманием. Омирбаева, кстати, выпускника математического факультета, часто называют казахским Тарковским. Определенное сходство художественных приемов и образов прослеживается в тонком психологизме его работ. Этот фильм – не исключение. Главный герой его – молодой, очень талантливый режиссер, получает телеграмму из родной деревни с вестью о том, что его мать тяжело больна. Бросив дела, он немедленно отправляется в путь. Дорога долгая, и у него есть время вспомнить свою жизнь перед встречей с прошлым, с малой родиной, с матерью – возможно, последней встречей. Он переживает заново радостные и печальные моменты, задумывается над своим творчеством, целями жизни. Основное действие фильма – езда по автотрассе, как жизнь быстротечная и полная неожиданностей. Мелькание пейзажей, придорожные деревушки и редкие местные жители, воспоминания и мечты, мысли и картины жизни – все проникнуто тонким чутьем художника, которым, несомненно, является Омирбаев. Развязкой клубка чувств и мыслей становится приезд героя в дом матери. Он не застает ее в живых. Потрясение, боль и одиночество дают ему осознать, что его семья, жена и сын, теперь все, что у него есть. В них лишь он обретает покой и душевное равновесие.

И в заключение о российском кино, вошедшем в конкурсную программу фестиваля полнометражных фильмов. В первый день показа была представлена картина режиссера Александра Велединского (замеченного в работе над сценариями к телесериалам “Дальнобойщики”, “Бригада”, постановке другого сериала – “Закон”). Очередное его творение – фильм “Русское” по мотивам ранних рассказов Эдуарда Савенко, прославившегося под псевдонимом Лимонов. Это первая экранизация произведений знаменитого бунтаря, отчего многие при просмотре фильма проявляли некоторую нервозность в предвкушении неожиданных поворотов сюжета. Но за исключением редких вкраплений нецензурной лексики картина ничем не выделялась. Довольно неплохой фильм о юноше (Эдику всего 16 лет), ищущем себя в мире бурном, грязном, в водовороте разочарований и несправедливости. Молодой человек общается с криминальным миром провинциального Харькова и изучает уголовный кодекс, пьет водку и портвейн с опустившимися интеллигентами и сам пишет стихи, а чтобы пригласить капризную красотку, в которую он безответно влюблен, в ресторан, пытается ограбить кассу магазина, по неопытности неудачно. Терзаемый неразделенный чувством, вскрывает вены, но опять же – молодо-зелено – врачам не составляет труда его “зашить”, а после поместить в соответствующую лечебницу, дабы излечить юнца от мук душевных. Именно там, в Сабуровой даче, Сабурке, легендарной харьковской психушке, где, оказывается, пребывали в свое время поэт Хлебников, художник Шагал и композитор Гаршин, и открывается ему впервые суровая правда жизни. Соседи его по палате – люди разные, интересные и то ли слишком умные, то ли и в самом деле сумасшедшие. Однако грозный тон ординатора отделения заставляет убедиться в последнем, а так же в том, что увидеть белый свет вдали от белых же халатов им, и Эдику в том числе, предстоит увидеть ой как не скоро. Но не бороться пылкий дух не может! С помощью “друзей” с сомнительной репутацией на воле юноша организует побег, скрывается в “малине” местного авторитета, под конвоем милиции доставляется обратно в лечебницу. А дальше? Дальше больше: друзья Эдуарда и им сочувствующие собирают стихийный митинг у стен Сабурки, переходящий в беспорядки, посылают угрозы в адрес медперсонала. Прибывший по просьбе главврача профессор к ужасу ординатора отделения, лечащего врача Эдика, и к радости остальных сотрудников дает юноше выписку с диагнозом “авантюрист”. “Неизвестно, какими вырастают люди, пытавшиеся в молодости покончить собой”,– аргументирует свои доводы профессор и показывает шрамы на собственном запястье потрясенному эскулапу… После этого, кажется, у героя открываются глаза. Понимает он, как глуп был, как бестолкова была его жизнь. Апофеозом становится обращение Эдуарда к Богу на колокольне закрытой церкви: “Господи, сделай так, чтобы у меня интересная жизнь, непохожая на других!”.

 

Закрывал конкурсную программу фестиваля другой российский фильм, картина Андрея Прошкина “Игры мотыльков”. Зал был полон, фильм был принят очень тепло. Сценарий был написан режиссером по повести В. Железнякова и в соавторстве с ним, автором книги “Чучело” и сценария к одноименному фильму. Герой картины – талантливый подросток из уральского города Златоуста, музыкант, лидер популярной в городке рок-группы. Его мечта – всеобщее признание, известность, жизнь звезды. Но однажды случается страшная нелепость: юноша с подругами после выступления в доме культуры “на разогреве” у группы “Стрелки” угоняет “Волгу”, компания закупается пивом, и в молодецком угаре сбивает на ночной улице случайного прохожего. Что делать? Конечно, бежать! Но вот такая загвоздка – на заднем сиденье машины остается гитара – такая улика! Срочно ее забрать! Но тут-то его и задерживают свидетели наезда и сдают милиции. Ну что, мол, влип, парнишка? Да что, просто после концерта попросил водилу подбросить, он пьяненький был, ну и наехал на того чувака. Бросился бежать, и я тоже, гитару только вот забыл, потом пришлось вернуться. До выяснения личности владельца машины паренька отпускают под подписку о невыезде и под честное слово перепуганной матери. А тут ему как раз надо ехать в Москву, на конкурс молодых рок-исполнителей. Выступил, по телевизору показали, почти стал местной знаменитостью. И тут одна из подруг “раскалывается” в милиции, рассказывает, что и как той ночью было. А сбитый пешеход умирает в больнице от осложнений травм. По зову чести юный музыкант берет всю вину на себя, угнал я, девчонок пригласил я, сбил я, сам же и скрыться хотел. Мать использует старые связи, подруги достают полторы тысячи баксов на откуп, но все напрасно – “сколько дадут, столько отсижу!” Ни слезы и связи матери, ни уговоры друзей и подруг не помогают – честь не позволяет ему скрыться от правосудия. Спустя два года он возвращается домой. Мать и безответно влюбленная подруга пытаются вернуть подростка к нормальной жизни, слишком сильно он изменился на зоне. Любовь близких заставляет его поверить в жизнь и обрести, наконец, равновесие на шаткой пирамиде людских чувств и взаимоотношений.

Воробьев А.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

 

 

Демографы бьют тревогу

 

Демографическая ситуация, сложившаяся в России в последние годы, волнует и настораживает. Ежегодное превышение числа умерших над числом родившихся в целом по стране стабильно составляет около 900 тысяч человек. По прогнозам пенсионного фонда к 2016 году на одного работающего будет приходиться два пенсионера.

Об этом и многом другом говорилось на научно-практической конференции “Демографическое развитие Смоленской области. Тенденции и перспективы”, состоявшейся 27-28 октября в актовом зале ГУКа.

Среди участников присутствовали представители различных образовательных и социальных учреждений города, а также депутаты Смоленской областной Думы (в том числе заместитель начальника Смоленской области по демографическому развитию А.С. Мурыгин).

В прозвучавших докладах были изложены различные взгляды на пути решения проблемы, приводились всевозможные статистические данные, но, разумеется, центральным объектом обсуждения явилась Смоленская область.

Пристальное внимание большинства выступавших было уделено причинам смертности. Ни для кого не секрет, что на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, гипертония, цереброваскулярные болезни и др.). Профессор доктор медицинских наук В.А. Милягин сравнил образ жизни, привычки и национальные особенности живущих в Японии и в России, наглядно продемонстрировав отставание нашей страны по многим демографическим показателям. Второе место после сердечно-сосудистых заболеваний занимает так называемая предотвратимая смертность: алкоголизм, травматизм, отравления и, в первую очередь, самоубийства.

Все названные причины депопуляции привели к естественной убыли населения. Резкое снижение рождаемости в стране началось с 1988 года. Каждый четвёртый человек в Смоленской области находится в возрасте, превышающем работоспособный, при том, что средний возраст жителей составляет 40,2 года.

Много говорилось о том, что государство должно предоставлять обществу социальные гарантии, путём привлечения инвесторов и целевого расходования средств. Безусловно, поддержка молодых семей, обеспечение их жильём и достойной заработной платой, существенно изменила бы ситуацию в положительную сторону.

В то же время, я считаю, что истинные причины депопуляции гораздо глубже. А.С. Мурыгин обратил внимание аудитории на тот факт, что в последнее время произошло ухудшение брачно-семейных отношений, сократилось число ежегодно регистрируемых браков. Число разводов неимоверно возросло. Произошла смена типов брачности от традиционного к европейскому и современному.

По словам профессора Смоленского гуманитарного университета А.П. Катровского, институт брака перестал рассматриваться как средство регулирования рождаемости. Новая модель брачных отношений – незарегистрированные браки – перестала осуждаться общественным мнением, и, как следствие, возросло число мужчин и женщин, никогда не вступавших в брак. На мой взгляд, именно уничтожение глубинных основ семьи, разрушение традиционного нравственного уклада жизни, исчезновение таких понятий, как “глава семьи”, “хранительница домашнего очага”, явилось мощным толчком, своеобразной революцией, поставившей перед современной молодой семьей страшный вопрос: “А стоит ли иметь детей?” Согласитесь, очень часто решение этой проблемы в ту или иную сторону не зависит от материального благополучия. Имея достаточно средств, чтобы воспитать ребёнка, молодая пара выбирает карьеру и собственный комфорт. И, наоборот, немало семей, находясь в сложном материальном положении, воспитывает детей, зачастую отказывая себе во всём; поэтому силы и средства нашего государства должны быть направлены на разработку технологических программ, обеспечение социальных льгот...

Иначе через десять лет заботиться будет уже не о ком!

Котенкова Е.

 

 

Литературная гостиная

 

НАВАЖДЕНИЕ. Рассказ

 

 

Однажды ночью Эрнст Теодор Амадей Гофман сидел у себя в кабинете за письменным столом. На столе стояла чернильница с китайской тушью, лежали тонко очинённые вороньи перья, пергамент для письма. Горела свеча, создавая мистический полумрак, который так любил Гофман, и который помогал ему вызывать те чудные и страшные образы.

Но сегодня ночью ничего не давало эффекта. Пергамент был чист, а все перья искусаны. Эрнст Теодор Амадей сидел в своем кресле, обитом пурпурным бархатом, без сил. Он уже побывал во всех углах своего кабинета, посидел на краю своего письменного стола, долго смотрел в окно, играл со своей тенью, прыгающей от колебаний огонька свечи, но ничто не могло дать начала для игры его воспаленного воображения.

Вдруг его усталые, покрасневшие от недосыпания глаза, прежде закрытые, открылись, в них пробежал огонек помешанного. Гофман подскочил с кресла, и, бормоча себе под нос: “Как же, Теодор, ты мог забыть. Сейчас, сейчас. Только бы найти”, подошел к книжному стеллажу, достававшему потолка. Он подставил табурет и, встав на него, начал рыться на третьей от потолка полке. Найдя необходимую книгу, он с озорством мальчишки спрыгнул с табурета и, стирая и сдувая пыль с кожаного переплета, сел в центре кабинета на пол.

Раскрыв книгу (а она, судя по пожелтевшим листам, была довольно старым произведением литературы), Гофман начал быстро листать в поисках нужной страницы. Надо сказать, когда воображение подводило писателя, он частенько обращался к старику Линдсгросту, который, будучи по природе своей странным человеком (некоторые считали его ведуном и некромантом), угождал Гофману, разгоняя воображение последнего с помощью спиритических сеансов и снадобий. Старик много раз рассказывал Эрнесту о дивном мире – Атлантиде, откуда он, якобы, родом, и что он собирается отправиться туда, после того, как сделает необходимые дела на Земле. Как раз Линдсгрост подарил Гофману эту старую книгу перед тем, как таинственным образом исчез, не предупредив никого.

Итак, вернемся в кабинет Эрнеста Теодора Амадея. Он, стоя на коленях, держал в руках старую книгу и что-то говорил на латыни…

Как бы хотелось, чтобы в этот момент грянул гром, подул бы сильный ветер, который бы открыл окно и погасил свечу на письменном столе писателя, и холодные зигзаги молнии, разрывающей небо, освещали бы погруженный во тьму кабинет. Но, вопреки обычным ожиданиям, хотя свеча действительно погасла, комната наполнилась необычным ярким светом, который не раздражал глаз. Откуда не возьмись, появилась стая белых бабочек, что придало густоту и подвижность свету, казалось, что свет движется по кругу в тесном кабинете. Нижняя челюсть писателя прямо-таки неприлично повисла от изумления. Несколько минут продолжалось это пестрое безумие. Потом бабочки слетелись в кучу, и продолжали двигать крыльями в единой массе. Резко, как взрыв, пестрый клубочек преобразился в нечто, похожее на голову рыбы “морской дьявол”, которая бросилась прямо на окаменевшего от страха Гофмана. Он отпрянул, и в тот же миг его уже ласкала колыханием своих крыльев сотня бабочек. Теодор Амадей вскочил и начал отмахиваться от них, в этот миг свет исчез и бабочки тоже. Писатель ничего не мог разглядеть, даже собственного носа. Он попытался нащупать свой письменный стол, но это у него не получилось. Гофман, сделав несколько шагов в неизвестном направлении, остановился – он увидел, что как бы издалека к нему приближается дрожащий желтый огонек. Когда огонек был уже близко, писатель смог разглядеть свечу в руках у мальчика лет девяти, одетого в длинную, почти до пят, белую ночную рубашку. “Не бойся, Эрнст Теодор Вильгельм*. Я тебя в обиду не дам”. С этими словами мальчик упал навзничь. Раздался дикий крик, такой, от которого трясутся коленки, выступает холодный пот, от которого волосы седеют и встают дыбом. Это-то все и испытал в тот момент Гофман. С минуту он стоял в совершенном оцепенении, ватные ноги не хотели слушаться. Но после того, как мальчик, лежавший у его ног, начал извиваться, как в эпилептическом припадке, и хохотать так, как сам дьявол хохочет, наблюдая за бесконечными мученьями душ грешников, Гофман побежал что есть духу, не оглядываясь и не видя ничего перед собой. Но, не сделав и пяти шагов, он со всего маху ударился головой обо что-то твердое, похожее на стену…

Конечно же, он потерял сознание и, очнувшись утром следующего дня, смог вспомнить только то, что видел несколько секунд до того, как лишился чувств. Вызывая в памяти события прошлой ночи, Гофман прошелся по комнате, пытаясь найти хотя бы один намек на то, что это все было наяву. Но ничего: ни раздавленных бабочек, ни мальчика, ни даже капельки воска от свечки, разве что, осколки фарфоровой статуэтки валькирии, которую он, вероятно, разбил при ударе головой. Писатель, огорчившись, опустился в кресло пурпурного бархата и откинул голову. Мысль о том, что он так ничего и не написал за ночь, огорчала писателя еще больше. В кабинете было душно, и Эрнст Теодор Амадей, подойдя к окну, открыл его, впустив в комнату свежий, бодрящий утренний ветерок. Только он хотел вернуться в кресло, как его внимание привлекла желтая бабочка, залетевшая в окно и севшая на письменный стол. Гофман тихо подошел к столу, боясь вспугнуть бабочку, и только сейчас заметил, что вся бумага исписана крючками и закорючками. Позабыв о желтенькой гостье, он схватил рукописи и понял, что эти крючки и закорючки – ноты.

“Ноты? – удивился Гофман – но почему?”

Он начал листать и в конце чуждой ему грамоты прочитал подпись: “Вагнер”.

“Вагнер? – опять удивился Гофман, – но почему?”…

Да, действительно странно. Но, не растерявшись, Гофман быстро собрал листы в аккуратную стопку, оделся и побежал к своему знакомому композитору Вагнеру. Композитор, конечно же, удивился такому подарку от писателя, но в свою очередь, сказал лишь: “Ты знаешь, Эрнст Теодор Вильгельм, а я ведь всю ночь над этим думал…”

 

2004г.

Тиль Песочников

 

* – настоящее имя Гофмана Эрнст Теодор Вильгельм, в последствии писатель взял псевдоним Амадей (имя любимого композитора Моцарта) – прим

 

Владимир Сапожников. Стихотворения

 

Стихи из ран душевных льются,

Как избавление от них.

Поэты любят и дерутся,

Страдают… и рождают стих.

 

* * *

 

Бессонница проклятая пора…

Не спится, хоть микстуры все пропей…

Бессонница – чудесная пора,

Когда стихи рождаются смелей…

-

Все в доме спят… Лишь я один не сплю.

В мой воспаленный мозг не лезет сон…

О, Боже! Об одном тебя молю:

Скорей стихами разродился б он!

 

Адрес для переписки: 300001 г.Тула,ул.Марата,

д.35,кв.248, д.тел.(80872) 42-02-30

 

 ________________________________________________________________________________________________________

NB! Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов

Штаб-квартира редакции: 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28д. Смоленская государственная медицинская академия. Кафедра анатомии человека. Студенческая научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций.

Телефон редакции: (0812)510012; бухгалтерии: (0812)550469

E-mail: uusgma@sci.smolensk.ru

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat.htm

 

ВНИМАНИЕ! ГОТОВИТСЯ ПЕЧАТНЫЙ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ.

ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ СТРАНИЧКА РЕДАКЦИИ:

http://www.nota-bene-sn.narod.ru

 

Редактор - Горбунов М. В..

Подписка по e-mail: В строке "Тема" написать "Vivat academia!"

Пожелания, замечания, материалы Вы можете приносить в методический кабинет кафедры философии.

Время работы методкабинета с 9:00 до 17:00 по будням, с 9:00 до 14:00 по субботам.

Открытые заседания редакции проводятся каждую пятницу на кафедре философии в 408 кабинете, начиная с 16:30.

Приглашаем к сотрудничеству!