"VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS"

(Vol. 1. No. 4. 27 February 2004)

Студенческая электронная газета Смоленской государственной медицинской академии

Содержание

Новости

"Vivat academia!". Поздравляем!

Некролог. Илья Натанович Неманов

Педагогические чтения

Гомончук М. Н. Новинки библиотеки СГМА. УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Интернационал

Priyank P. Patel. Newly diagnosed child cancer NEUROBLASTOMA

Нравственное самосовершенствование

Данилов А. Б. КАК НАУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ? ПОСОБИЯ, ВИДЕОКАССЕТЫ И ЗАНЯТИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Мильнер Е. Г. МЫ ВЫБИРАЕМ БЕГ. НАША "НАДЕЖДА". Выпуск 2

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Гараничев В. В. СТУДЕННИКОВ Э. А.

Мельникова Л. ЭДУАРД СТУДЕННИКОВ

Литературная гостиная

Анатолий Савин. Стихотворения

("Возможно, это не поэзия…", "О Русь!", "Поводырём слепых быть не намерен", СЕСТРЕ, "Я помню деревню…", "Настоен воздух холодом и снегом…", "Голосисто, звонко, рьяно…", "О, роза зимняя моя!", СТИХИ СЫНУ, "Не всё даётся в жизни сразу", "Осень...", СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ, "Зима…", "Ушел отец...", МАТЕРИ МОЕЙ, "Хворает луг, когда недуг…", "Нет, не топор войны, не меч…")

Новости.

"Vivat academia!". Поздравляем!

Редакция студенческой электронной газеты Смоленской государственной медицинской академии "VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS" поздравлет Леонида Соломоновича Страчунского, доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой клинической фармакологии СГМА, директора НИИ СГМА с избранием членом-корреспондентом Академии медицинских наук Российской Федерации.   "Vivat academia!"

 

Некролог. Илья Натанович Неманов

Вечером 28 февраля 2004 года на 84-м году жизни от сердечного приступа скоропостижно скончался выдающийся ученый, педагог, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Смоленского государственного педагогического университета Илья Натанович НЕМАНОВ (родился в 1920 году). Научные интересы И. Н. Неманова касались истории нового и новейшего времени. Он был ведущим специалистом в России в области истории утопических и социальных учений. С его мнением считались и продолжают считаться исследователи из Великобритании, Франции, Германии и других зарубежных стан. Илья Натанович блестяще владел французским, немецким и английским языками. В годы застоя он в своих лекциях нашел такую форму обучения, которая позволяла студентам мыслить самостоятельно и неординарно, несмотря на жесткие рамки учебной программы, ограниченные господствующей в то время идеологии.

Светлая память о талантливом ученом и замечательном педагоге навсегда останется в памяти его многочисленных учеников, соратников и коллег.

Гараничев В. В.

 

Педагогические чтения

Новинки библиотеки СГМА. УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – 743 с.

Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 784 с.

Внутренние болезни. Военно-полевая терапия: Учебное пособие. – СПб: ООО “Издательство ФОЛИАНТ”, 2003. – 384 с.

Военно-полевая хирургия: Учебник / Под ред. Н.А. Ефименеко. – М.: Медицина, 2002. – 528 с.

Освещены вопросы хирургического лечения раненых и пострадавших с учетом опыта локальных военных конфликтов. Особое внимание уделено организации эвакуации раненых, оказанию первой медицинской и специализированной медицинской помощи. Освещены вопросы профилактики и лечения раневой инфекции.

Гинтер Е.К. Медицинская генетика: Учебник. – Медицина, 2003. – 448 с.

В учебнике отражены новейшие достижения в медицинской генетике.

Детские болезни: Справочник / Под ред. М.В. Чичко. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 703 с.

Для педиатров, врачей общей практики, студентов старших курсов медицинских институтов.

Детские болезни: Учебник / Под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-МЕД.

2002. – 880 с.

Дуда В.И. и др. Оперативное акушерство. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 512 с.

Для студентов медицинских вузов, аспирантов, ординаторов, акушеров и хирургов. Учебное пособие.

Кожные и венерические болезни: учебник / Под ред. О.Л. Иванова. – М.: Шико, 2002, 2002. – 480 с.

В учебнике на современном уровне представлены этиология, патогенез, клиническая картина, лечение и профилактика основных нозологических форм кожных и венерических болезней. Представлены иллюстрации различных дерматозов.

Лесновская Е.Е., Пастушенков Л.В. Фармакотерапия с основами фитотерапии: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 592 с.

Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

В учебнике изложены основные события и этапы возникновения и развития медицины со времен глубокой древности до настоящего времени. Впервые представлены эпизоды непростой истории медицины новейшего времени – ХХ века, которые в прежних учебниках не излагались столь всесторонне.

Майский В.В. Фармакология: Уч. пос. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 408 с.

Настоящее пособие содержит учебный материал по курсу фармакологии для студентов медицинских институтов и факультетов и может быть дополнением к учебнику.

Овчинников Ю.М., Гамов В.П. Болезни носа, глотки, гортани и уха: Учебник. – М.: Медицина, 2003. - 320 с.

Во втором издании учебника (первое вышло в 1995 г.) изложены основные сведения о клинической анатомии, физиологии и методах исследования уха, горла, носа, пищевода, а также клиническая картина, лечение и профилактика заболеваний этих органов.

Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2002. – 896 с.

Руководство соответствует программе по патологической анатомии для студентов медицинских вузов, принятой в 2001 г.

Пальцев М.А., Пономарев А.Б., Берестова А.В. атлас по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2003. – 432 с.

Атлас содержит краткое изложение материалов учебника, которые проиллюстрированы фотографиями макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм, а также, в необходимых случаях, схемами.

Патология: Руководство / Под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова, Э.Г. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 960 с.
Руководство предназначено для врачей всех специальностей и студентов старших курсов медицинских вузов.

Покровский В.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 816 с.

Постон Г. Дж. Принцип оперативной хирургии , Г. Дж. Постон. – М.: Мед. лит., 2003. – 304 с.

Справочное руководство для врачей-хирургов, а также пособие для студентов хирургических специальностей медицинских Вузов.

Пронченко Г.Е. Лекарственные растительные средства. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 288 с.

Для провизоров, фармацевтов, врачей, учащихся медицинских и фармацевтических учебных заведений, а также специалистов, занимающихся созданием и изучением лекарственных средств. Справочник.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.

Учебник стал настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.

Терапевтическая стоматология. Учебник для студентов медицинских вузов , Под ред. Е.В. Баровского. – М.: “Медицинское информационное агентство”, 2003. – 840 с.

Учебник коренным образом отличается от предыдущих изданий. Книга написана новым авторским коллективом. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов, слушателей факультетов последипломного образования и врачей-стоматологов.

 Улащик В.С., Лукомский И.В. Общая физиотерапия. Учебник. Мн.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2003. – 512 с.

Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений.

Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А.И.. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 328 с.

Урология: Учебник / Под ред. Н.А. Лопаткина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 520 с.

Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Учебник-практикум по судебной медицине. – Смоленск, 2003. – 316 с.

Хирургическая стоматология: Учебник , Под ред. Т.Г. Робустовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 504 с.

Чебышев Н.В. и др. Биология (Учебник). – М.: ВУНМЦ, 2001. – 592с.

Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. Ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 272 с.

Учебное пособие раскрывает предмет, базовые понятия и закономерности отраслевой экономики, дает основы рыночной и смешанной экономики здравоохранения России на макроуровне и уровне конкретной медицинской организации.

Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 448 с.

Во втором издании учебного пособия (первое вышло в 1993 г.) даны трактовка эпидемиологических понятий, характеристика различных источников возбудителя инфекции, разобраны организационные основы профилактики инфекционных болезней и борьба с ними.

Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учебник для вузов / Под ред. Р.В. Камелина. – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003. – 647 с.

Учебник написан на основе новой программы и включает материал по всем традиционным вопросам ботаники. Приводятся данные о содержании продуктов вторичного метаболизма, используемых в фармацевтических целях, что должно представить интерес для будущих провизоров. Кроме того, приводятся сведения о полезных свойствах для использования в научной и традиционной медицине.

Информацию подготовил Гомончук М. Н.

 

Интернационал

Newly diagnosed child cancer NEUROBLASTOMA

Definition and Diagnosis

Mainly affecting children, neuroblastoma is a rare tumor of the sympathetic nervous system (a specialized nerve network). Approximately 600 usually young children will be diagnosed each year with neuroblastoma, which is the most common solid childhood cancer other than brain tumors. It represents 10% of all childhood cancers, but nearly half of all cancer in infants. These tumors may begin as a growth or mass in the nerve tissue of the neck, chest, abdomen, or pelvis, but most commonly start in the adrenal glands (40%) which are located above each kidney.

The cause of neuroblastoma is unknown, but a number of genetic and other factors are being investigated. This tumor has been diagnosed on fetal ultrasounds during pregnancy and through screening programs. Neuroblastoma identified by such screening methods in general has a favorable prognosis. Some neuroblastomas may change back into benign tissue and are then called ganglioneuroma. Despite screening, nearly 50% of children unfortunately present with tumors that can not be initially removed and/or have disease that has spread (metastatic disease) usually to bone, bone marrow, lymph nodes, or the liver. Such screening tests in children in their first year of life have not reduced deaths from neuroblastoma or the number of patients that present with advanced cases. Until these tests are improved, they are not routinely recommended.

The symptoms of neuroblastoma are often vague and may include fatigue and weight loss. About half of all patients with neuroblastoma present with an abdominal mass or swollen belly. There are, however, many other symptoms that can be present, depending on the tumors location. In some cases the child may experience weakness in the legs or difficulty walking, caused by the tumor pressing against the spinal cord. Over 90% of these tumors secrete excess adrenaline and related hormones, which can at times lead to the development of high blood pressure. The production of these hormones can aid in the diagnosis, as their broken-down products are excreted in the urine.

Other tests used to diagnose neuroblastoma include radiographic (CT scan or MRI) and Nuclear Medicine studies (bone scan and a special test using MIBG, which is similar to adrenaline and is taking up by the tumor cells.) Additionally, examination of the cellular components of aspirated bone marrow is also used to evaluate the extent of disease.

Staging and Treatment

After all the test results are known, the extent of the disease will be determined. This is called staging and is critical in determining the type of therapy needed for a particular neuroblastoma. The staging system takes into account the location of the main tumor, whether it is completely resectable, and whether it has spread to other organs, including lymph nodes and bone marrow. The stages are numbered from I to IV and have been developed in part to predict a patient's outcome or prognosis. There are a number of other factors which have been shown to be associated with prognosis, including the appearance under a microscope, the presence of certain cell-surface markers, the age of the patient at diagnosis, and the expression of a characteristic gene named N-myc.

The treatment of neuroblastoma in a particular patient is chosen based on their relative risk group (low, intermediate, and high), which is determined by their stage and the presence or absence of poor prognostic factors. Generally, patients considered low risk do not require treatment beyond surgery to excise the primary tumor, as these patients tend not to have metastatic disease and will be expected to do very well. Patients who fall into the intermediate risk group require chemotherapy with a number of drugs in addition to surgery, and some of them will have radiation. The patients in this group have tumors that may not have been completely removed and may have spread to nearby lymph nodes.

High risk patients (most stage III and IV patients) also undergo chemotherapy, but the therapy is more aggressive and often toxic to normal bone marrow as well as cancer cells. For this reason most will undergo a bone marrow or stem cell transplant. If possible, the primary tumor is also removed, but more often than not surgery initially consists of a tumor sampling and placement of a special venous catheter for chemotherapy. A second operation and radiation is usually used later in the treatment. A drug related to vitamin A, called 13-cis-retinoic acid, has been shown to benefit advanced stage patients and while the prognosis for these patients has improved, it is still quite poor with long-term survival of less than 30%.

Because of the toxicity of chemotherapy and the poor prognosis for patients with high risk tumors, other treatment methods are actively being developed in the hope of finding better treatments that also have fewer side effects. Antibody therapy, employing structures of the immune system that attach to the surface the neuroblastoma cells and then use the body's own immune system to attack the tumor, are currently being studied in the current Children's Oncology Group trials(3). Another form of immune therapy is the use of a cancer vaccine to acitivate the immune system to kill the tumor. Some treatments attempt to target therapy directly to the neuroblastoma cells. An example of this type of therapy is the use of MIBG that targets radiation to the malignant tissue. This therapy still is usually followed by a transplant due to toxicity to the bone marrow. Many other new therapies including less toxic chemotherapy are currently being developed.

Conclusion

Similar to many difficult cancers, it is anticipated that over the next decade significant improvements will be made in the treatment of children with neuroblastoma. There has already been quite a bit of success in the treatment of lower stage patients, and alternative treatment methods are being refined every day for those children who have to this point not seen the same kind of success. These new therapies should provide hope for ultimately impacting on the survival of this disease.
 

ARTICLE PREPARED BY Priyank P. Patel (2 course)

 

Нравственное самосовершенствование

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ?

ПОСОБИЯ, ВИДЕОКАССЕТЫ И ЗАНЯТИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Вы решили танцевать спортивные танцы. Есть только один способ – это найти какою-либо студию, где есть взрослые группы начинающих и начать заниматься. При этом необходимо руководствоваться такими критериями – близость к вашему месту проживания, удобное время занятий, наличие хорошего пола и зеркал, заинтересованный преподаватель и подходящий коллектив. При этом все эти критерии имеют различную важность в зависимости от вашего уровня и конечной цели, причём важность эта постепенно меняется.

Если студия далеко, то при малом интересе, во время пути интерес может совсем иссякнуть. Если же вы не начинающий, то расстояние и время не играют особой роли. Наличие нормального паркета должно интересовать вас через год занятий, как и зеркал, так как многие первое время не могут смотреть на себя в зеркало без ужаса и теряют весь свой оптимизм, несмотря на обещание скорых успехов преподавателем.

Заинтересованный преподаватель важен для вас через год - полтора занятий. Если он захочет – вы научитесь танцевать, не захочет – нужно уходить к другому преподавателю или в другую студию.

Подходящий коллектив, как не странно, важен с первых занятий. Если вы пропустили занятия, должны найтись энтузиасты, желающие поделиться тем, что вы пропустили. Часто, но не всегда, находятся те, кто рад вам сделать замечание. Поделиться чем-то новым, причём не обязательно те, кто танцует лучше вас. Без коллектива обычно занимаются пары уже высокого уровня.

Научиться танцевать можно только так – никакие книги и видеофильмы не заменят вам занятия, но могут чуть – чуть помочь.

Видео кассеты с танцами бывают двух видов – с конкурсами и семинарами. Конкурсы обычно записаны с каналов телевидения. Записи, которые вы купили, достали, сделали сами, обычно достаточно высокого качества. На иностранных записях обычно снимают (начиная с ? финала) пары, которые займут потом призовые места.

Для танцующих, представляют интерес схемы и движения, которые можно попытаться повторить, для начинающих практическая ценность таких записей равна нулю, так как пары высокого уровня не танцуют основных шагов и простых движений, а если и танцуют то синкопировано, со всякими вариациями, что начинающим танцевать нежелательно. Это касается в основном латиноамериканской программы.

В европейской программе узнаваемых движений намного больше и любой начинающий может посмотреть спорные моменты, если например разные преподаватели объясняют движения по-разному. Конкурсы показываемые по Российскому ТВ, обычно более полезны начинающим, так как часто показывают пары начиная даже с Е – класса, но простой просмотр их менее интересен.

Последние годы в продаже, на видеокассетах, появились семинары специально для начинающих с показом различных движений и танцевальных схем, при качественной записи показ движений происходит без тщательной проработки и могут служить на начальном уровне обучения. Но в любом случае занятия с педагогом не заменят никакие кассеты.

Данилов А. Б.

 

МЫ ВЫБИРАЕМ БЕГ. НАША "НАДЕЖДА"

Выпуск 2

Итак, эксперимент со штангой полностью провалился. Нужно было чем-то заменить ее, и я решил переключиться на бег трусцой по системе Лидьярда. Тем более, что именно в это время вышла его вторая книга о беге, написанная его соратником и последователем журналистом Гартом Гилмором "Бег ради жизни". Она была предназначена я не спортсменам, а нам, взрослым людям, никогда не занимавшихся спортом, как здоровым, так и больным, невзирая на возраст.

И опять я поверил и загорелся, слишком убедительно было все это няписано. И великий тренер стал моим единственным кумиром, за которым я готов был идти в огонь и воду. "Конечно, Артур, мы будем вместе бежать к вершине, а какже иначе ?!". И началась изнурительная тренировка по системе Лидьярда - "каждый день и в больших объемах".

И я приступил к бегу. Я начал с 10-минутной побежки и ежедневно прибавлял по I-2 мин. Через две недели я уже бегал по 30 мин. в день со скоростью около 6 мин. на I км. Приходилось нелегко, но я не сдавался, так как это был мой последний шанс. И вдруг - о радость! Я встретил в парке другого бегуна Мишу Л. и мы решили бегать вместе. И через две недели после нашей встречи мы решили пробежать 10 миль (I сухопутная миля равна 1608 м). Не километров, а именно миль. Ведь так бегал великий Лидьярд! А к этому времени мы уже успели освоить ежедневную 50-минутную пробежку. И мы одолели эти долгие мили по Витебскому шоссе до Красного бора и обратно - ровно 16 км за I час 40 мин. На обратном пути сильно болели ноги, но мы терпели и добежали до конца. Для меня это была первая, а для моего напарника - последняя победа, так как после этого забега он прекратил тренировки, так как нагрузка эта оказалась для него непосильной.

А у меня тоже начались неприятности: тяжелая бессоница, а днем я просто валился с ног от усталости, вместо приятной бодрости после пробежки ноги наливались свинцом и настроение хуже некуда. Вот тут-то я и потерял свои 8 кг, таким трудом завоеванные штангой. И после мучительных поисков и раздумий я понял, что виной всему ежедневный бег, предписанный Лидьярдом. Не сам бег как таковой, а именно ежедневные тренировки, после которых я не успевал восстанавливаться и терял свои последние силенки.

Так была поколеблена вера в моего кумира и я решил от ежедневного лидьярдовского бега перейти на бег через день, а точнее, три раза в неделю. И эта тяжелая перетренировка, переутомление, которое я заработал на лидьярдовской системе, послужила толчком к смене профессии: наркоз, ночные дежурства и ежедневный бег, так же, как и штанга, доконали меня окончательно. И я понял также, что анестезиология не самая полезная профессия и с бегом она никак не сочетается. И принял тяжелое решение - оставил свою любимую клинику госпитальной хирургии и перешел на работу в институт физической культуры на должность преподавателя кафедры физиологии.

В течение нескольких месяцев я отходил от этого кошмара и восстанавливал силы, бегая всего лишь два-три раза в неделю, дышал свежим воздухом без примеси эфира и отсыпался и ночью, и днем. И примерно только через полгода я снова ощутил неповторимую радость бега.

И еще несколько лет экспериментов над собой и, мне показалось, что наконец-то мне удалось создать свою собственную систему беговых тренировок, которая подходит не только для меня, но и для других не очень молодых и слишком здоровых людей. И чтобы проверить эту версию, было решено при нашем институте организовать клуб любителей бега (КЛБ), который и был создан одним из первых в нашей стране.

На объявление в газете к нам пришло 100 женщин в возрасте от 30 до 60 лет, и все с различными хроническими заболеваниямими. Пришли с надеждой на лучшую жизнь. Поэтому клуб так и назвали - "Надежда".

Методика занятий в группе сложилась сама собой, легко и просто: наши женщины не могли бегать, только ходить. И они начали ходить по дорожке стадиона по 5-6 кругов (2000-2400 м) на каждом занятии три раза в неделю. Поражала частота пульса, которая была у них во время ходьбы - 100-120 уд/мин (I8-20 уд. за 10 с). О каком беге могла идти речь! Потому что как выяснилось, они в течение своего трудового дня и не ходили непрерывно больше 10-15 мин, от дома до автобуса и обратини. То есть, они были полностью детренированы и непрерывная ходьба в бодром темпе была для них самой настоящей тренировкой. Тренировкой на выносливость, которая у них полностью отсутствовала. 1 круг на стадионе (400 м) они проходили в среднем за 5-6 мин., то есть со скорость около 4,5 км/час.

"Они будут заниматься ходьбой до тех пор, пока не смогут легко проходить каждый круг за 4 мин, то есть со скоростью 6 км/час при пульсе не более 100 уд/мин", - решил я. Тогда можно будет подключать во время ходьбы короткие отрезки бега. И наши женщины ходили, поверив в меня, так же, как я когда-то в Лидьярда, терпеливо ожидая, когда же им разрешат бегать - ведь они пришли в клуб бега, а не ходьбы. Но вскоре они поняли, что для таких, как они, бег должен начинаться только с ходьбы. И ко второму этапу - ходьба с чередованием коротких отрезков бега (бег-ходьба) они смогли перейти только летом (клуб был организован в апреле), через 3 месяца после начала занятий.

И мы начали выезжать с ними на воскресную тренировку в нашу загородную зону Красный бор, где у нас тогда была база на берегу Дубровенского озера, и наши женщины совсем расцвели. К началу зимнего сезона большинство уже легко пробегали по 5-6 км на одном занятии, причем частота сердечных сокращений (ЧСС) у них не превышала 130-140 уд/мин (22-24 уд за 10 с. ).

И к великой нашей радости, у всех наблюдалось улучшение общего состояния: улучшились сон и самочувствие, снизилась частота сердечных сокращений в покое и у очень многих показатели артериального давления (АД), которое у большинства было повышено до начала занятий, многие сбросили лишние килограммы. Поэтому первый этап наших занятий вполне можно было оценить как положительный. Но до коренного улучшения здоровья конечно, еще было очень далеко и впереди был непочатый край работы. Но главное было сделано - наши женщины побежали! И это была первая большая победа.

Мильнер Е. Г.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

СТУДЕННИКОВ Э. А.

В Смоленске пересекались судьбы многих известных художников. С городом связаны Малевич, Шагал, много известных, современных художников. Среди прочих есть широко известные за пределами области, но в своё время, не получившие признания у нас, в виде членства в Смоленском отделении союза художников. А может они не стремились в коллектив. Творческий процесс индивидуален. Просто люди целиком посвящали себя творчеству. Порой понимание находили только в своей семье.

Имена многих одарённых, замечательных художников стали известны смолянам благодаря сотрудникам Художественной галереи. До недавнего времени сотрудники музея обладали небольшим, но уютным залом для временных выставок. Почти год, как его заняли представители “Нового акрополя”. До этого, много творческих людей успело показать свои работы во флигеле Картинной галереи. Среди достойных - Студенников Эдуард Анатольевич.

Это сейчас он известен, его работы в собраниях ценителей живописи многих стран. Замечательные пейзажи, виды смоленской глубинки, приобрёл Георг Шолти, в 1961-1971 годах музыкальный директор театра “Ковент-Гарден”, в 1979-1983 - главный дирижёр Лондонского филармонического оркестра, одновременно (1969-1991) – Чикагского симфонического оркестра. Куплена у Студенникова Э. А. работа Мстиславом Ростроповичем - виолончелистом, дирижёром, профессором Московской (с 1960) одновременно Ленинградской (с 1961) консерваторий. Вынужденные в 1974 году покинуть родину, в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена певица Галина Вишневская были лишены гражданства СССР. Что не помешало возглавлять Мстиславу Леопольдовичу в 1977-1994 годы национальный симфонический оркестр США (Вашингтон).

Не случайно работы художника ценят перенёсшие когда-то разлуку с Родиной. Эдуарду Студенникову удалось запечатлеть почти неуловимую прелесть нашей глубинки, ту природную и бытовую среду, где веками формировался русский характер. Его работы заряжены здоровой, положительной энергией. Не случайно талантливому живописцу, помимо его семьи, помогали, казалось бы посторонние, но чуткие к прекрасному люди. Это сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника: реставратор Бутин Анатолий Владимирович, искусствовед Мельникова Лидия Ивановна, хранитель Чернюгова Галина Владимировна, и многие другие.

Информацию об Эдуарде Анатольевиче Студенникове редко встретишь в смоленских изданиях, нет её и в справочниках местного отделения союза художников. Землякам будет интересна статья искусствоведа Мельниковой Л. И. подготовленная к открытию персоональной выставки художника в Москве на Крымском валу.

Гараничев В. В.

ЭДУАРД СТУДЕННИКОВ

Когда несколько лет тому назад я впервые увидела живописные работы Эдуарда Студенникова, я была взволнована и поражена. Ибо передо мной предстал художник редкого и яркого дара: широта русского пейзажа, его лиричность и щемящая тоска запечатлелись на его полотнах с силой, которою мне не приводилось ощущать ранее у других художников.

Судьба Студенникова в советскую эпоху сложилась непросто. Со времени окончания Одесского училища живописи, ваяния и зодчества он по убеждению отказывался принимать членство Союза Художников, несмотря на то, что друзья и коллеги неоднократно его к этому побуждали. Как человек духовно сильный, Эдуард Студенников нашел выход из сложных обстоятельств, которые переживали многие незаурядные личности в период 70-80 годов. Свет и гармония не ушли из его холстов. Не потому ли и сохранил художник свежесть восприятия и нерастраченность чувств, что оставался во все времена самим собой, вдали от художнических коллективов, вдали от больших городов, не отвлекаясь на сиюминутное и преходящее?..

В результате настойчивых поисков выразительных средств, в овладении пластической культурой Студенников выработал индивидуальную манеру письма. Для его живописной техники характерно нанесение энергичных мазков мастихином в сочетании с мягкими лессировочными тонами. Однако доминантой его живописи безусловно является цвет. Именно в разработке сложнейших цветовых и тоновых отношений художнику найдется немного равных среди современных российских пейзажистов.

С помощью точно выбранных цветовых отношений, определяющих неповторимое колористическое единство его произведений, художнику удается передать те тонкие переходные состояния, которые он наблюдает в природе в разное время суток или года: наступление сумерек, игру серебристого инея на солнце, краткий момент заката, когда последний луч выхватывает серебристую полоску осеннего поля, заставляя гореть рыжую листву на деревьях.

Живопись Студенникова питают много истоков: направления и стили, школы и приемы переплелись здесь и переосмыслились на основе присущего художнику видения мира в единое целое, чтобы условно назваться реалистической пейзажной живописью. Но только условно, ибо формальный поиск пластического решения холста занимает значительное место в творчестве художника.

Живопись Эдуарда Студенникова как нельзя более созвучна русской дореволюционной и эмигрантской прозе И. Бунина, И. Шмелева, В. Набокова. Между тем общая тональность его творчества остро современна: оно рождено художником, человеком, россиянином, живущим и чувствующим в конце XX века. Изо дня в день художник терпеливо создает образ милой страны, той России, которую мы еще на потеряли, не утратили.

Подобно тому, как ощущаешь гармонию и чистоту, исходящую от его холстов, сходные ощущения рождаются в непосредственном общении с художником. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Эдуард Анатольевич принадлежит к типу людей, исчезающих как этнический вид: он удивительно искренен, эмоционален, неподдельно скромен. Студенников с благодарностью отзывается о любимых живописцах — Ван Гоге, Матиссе, наших Коровине, Левитане, считает, что без жены Ларисы, без ее поддержки и участия не состоялся бы как творческая личность. Он равнодушен к материальному благополучию, известности. Ему претит дух больших городов. Студенников вел и ведет жизнь, в сущности, затворническую. По-прежнему проводит он большую часть года в деревне под Смоленском, в своей мастерской, откуда лишь изредка выбирается на открытие своих выставок. А между тем Англия, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Финляндия — вот неполный перечень стран, в галереях которых, частных и государственных, находятся его работы. В трех из них — последних из вышеперечисленных — проходили персональные выставки художника.

Лучше всего говорит о том, что составляет предмет его искусства, сам Эдуард Анатольевич: “Я свою тайну ищу в природе... Волшебство живописи начинается с первого прикосновения мастихина к холсту. Слава богу, если угадаешь цветовые соотношения с первой попытки. Это происходит не всякий раз. Но вот удалось. И тогда начинается таинство познания окружающей природы. И то. что казалось обыкновенным, приобретает особую значимость. Открывается мир гармонии цвета и формы. Ты проникаешь в таинство, доселе неизведанное. Кто создал это чудо?! Неприхотливые лесные колокольчики, ярко-зеленые папоротники, затерявшиеся в тени сосен, рубиновая земляника и гроздья малины, сверкающие в утренней росе. И птицы, и жуки. И все-все то, под ногами и над головой, что повергает в изумление! Какое счастье, если удается это нанести на холст доступными для художника средствами! Когда пишешь, чувствуешь себя сопричастным к прекрасному и одухотворенному действию той силы, которая есть Бог...”

Лидия Мельникова (искусствовед)

 

Литературная гостиная

Анатолий Савин. Стихотворения

("Возможно, это не поэзия…", "О Русь!", "Поводырём слепых быть не намерен", СЕСТРЕ, "Я помню деревню…", "Настоен воздух холодом и снегом…", "Голосисто, звонко, рьяно…", "О, роза зимняя моя!", СТИХИ СЫНУ, "Не всё даётся в жизни сразу", "Осень...", СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ, "Зима…", "Ушел отец...", МАТЕРИ МОЕЙ, "Хворает луг, когда недуг…", "Нет, не топор войны, не меч…")

  

* * *

Возможно, это не поэзия,

А так устроена душа -

Босым идти по краю лезвия

Не ради славы и гроша,

Из боли - слов слагать созвездия.

 

* * *

О Русь!

Трагедия твоя

В тех деревнях,

Что позабыты,

Нет,

        нет,

              не умерли - убиты,

Где кружат стаи воронья

Да дремлют

Скорбные ракиты

***

Поводырём слепых быть не намерен.

Я лучше отстранённо посмотрю,

Как тучи бродят вольно, будто звери,

И пожирают слабую зарю.

Чего искать? Такая нынче мода:

Кто за добро - того теперь и бьют.

И всё опять от имени народа,

И как всегда, его не признают.

Гуляй, равнина, платье наизнанку,

Лихая, в жилах забродила кровь.

Моя Россия падает подранком,

И оттого такая в сердце боль.

20.09.98

 

СЕСТРЕ

Лютует, буйствует метель,

Холмы равняя и лощины,

В дверную пробиваясь щель

И завывая без причины

Я знаю, милая, поверь,

Как тяжек груз унылых буден...

Дух прежних праздников теперь

Не испытать живущим людям.

Одни утраты да тоска.

Не утешает и раздолье.

Лишь вьюга воет у виска,

Переполняя сердце болью.

Куда летишь, планета Русь -

Земля, увязшая в сугробах?

Тебе пророчить не берусь -

Так много накопилось злобы

Но завтра будет новый день -

Ведь солнце повернулось к югу.

И покосившийся плетень,

Даст Бог, задержит злую вьюгу.

***

Я помню деревню

Лет двадцать назад,

И старый наш дом,

Заброшенный сад!

 

Луна над трубою,

И снег до стрехи,

И волчьему вою

Вторят петухи.

 

Но каждое утро,

Лишь солнце взойдет,

Из снежных завалов

Выходит народ.

 

-Уж больно морозно, -

Ворчат старики.

Зима на окошке

Рисует стихи.

 

Багряные блики,

Окно осветив,

Слагают с морозцем

Чудесный мотив.

 

Метель за окошком

Те песни поет,

Нам с братцем

На печке уснуть не дает.

С треском огонь пожирает дрова

Слышно, как мамка

Бросает слова:

“Сена не хватит, телёнок замерз.

                              Слышишь, хозяин,

                                                        укутывай нос”.

Мы молча с братишкой лежим на печи,

Под нами жарища -

Горят кирпичи.

***

Настоен воздух холодом и снегом,

И забывая о коварстве льда,

Храпит гнедой, упарившись от бега,

Горит огнем студеная вода —

Зима.

Январь.

Крещенские морозы

Тетерева забились в снег к ночи,

А в стороне” на согнутой березе,

В дозоре молчаливом косачи.

Куда ни глянь —

Безмерные просторы

Собой укрыла снега пелена...

И ребятня не может скрыть восторга -

Вот это настоящая зима!

***

Голосисто, звонко, рьяно

Заревели гончаки -

Лес очнулся от дурмана

И нахлынувшей тоски.

 

Повернув, заголосили,

Заиграла в жилах кровь,

С чем сравняется по силе

Только к женщине любовь.

 

Солнце красным апельсином

Из-за елок поднялось.

Засветились луговины -

Все пожаром занялось.

 

Зазвучали гулко дали,

Зашуршал опавший лист.

А собаки так рыдали,

Словно пьяный гармонист.

 

По оврагам и лощинам,

Изворотлив и незрим,

Дирижирует гонимый

Рыжибокий лисовин.

 

Ай, да русская охота —

Отдых истинных мужчин.

***

О, роза зимняя моя!

Твои шипы так ранят больно.

Как птицу дивную в неволе,

Пытаюсь уберечь тебя.

Суровы догмы бытия,

Но кто нам, любящим, судья?

Молчат и идолы и боги.

Мы умираем не от боли -

Мы исчезаем, не любя.

Пусть коротка уже дорога

Позволь украдкой, ради бога,

Но до конца любить тебя,

Легенда зимняя моя!

 

СТИХИ СЫНУ

Когда сплошные облака

Укроют неба синь,

Ты ощутишь, наверняка,

Как скоротечна жизнь.

Вещь все превратности судьбы

Есть, в сущности, пустяк.

Что мысли наши и мольбы,

Коль мир устроен так?

Не унывай, но торопись,

Пока река течёт,

Минутой каждой дорожи —

Короток жизни счет.

Когда упрямые дожди

Гуляют по полям,

Ты избавления не жди,

Терпи и действуй сам,

Отбрось уныние, тоску.

Пока отступит мрак,

Трудись и, радуясь, рискуй —

Не дождевой червяк.

Не зарывай души талант,

Но весь отдать стремись -

Ведь самый ценный бриллиант.

Поверь мне, - наша жизнь.

10.03.98

 

***

Не всё даётся в жизни сразу,

Во всём достигнутом есть след

                                         душевных ран, -

И бриллиант рождается алмазом,

А жизнь и труд наводят

                                         в камне грань.

 

***

Осень...

Её настроем

Я и живу теперь.

Ветер надрывно воет,

Двери срывая с петель.

В доме всего лишь трое:

Я, сапоги и дверь.

 

СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ

Дрова, сугробы и топор...

Как много минуло с тех пор.

У дровосеки я и брат -

То было много лет назад.

Теперь он стал совсем другим.

Не все вернётся на круги -

Дрова, сугробы и топор,

Суровый мой отец Егор...

Под завывания пурги

Крадутся времени шаги.

***

Зима,

мороз,

луна в полнеба,

Скрипит назойливо сверчок,

И волки воют,

и нет хлеба,

Ему все нипочем -

Вот вырасту и стану скрипачом.

10.02.2002

***

Ушел отец...

Висит небитой

Его любимая коса.

Не кошен луг,

И я небритый.

Давно не хожена, забыта

Тропа в окрестные леса

 

МАТЕРИ МОЕЙ

За кладбищенской оградой

В рад угрюмые кресты

Наклонились, будто рады.

Мама, милая, где ты?

Я к тебе приехал ныне,

Как и прежде, боль унять.

В день родительских поминок

Ты меня должна понять.

Там, где белые березы

И унылая лоза

Сквозь непрошеные слезы -

Мамы милые глаза...

И как будто бы живые

Смотрят прямо в душу, жгут...

Только губы слов, немые,

Никогда не изрекут.

И не горькой и не сладкой

Не утешит душу мне.

Я беспомощный и жалкий,

На родимой стороне

Загуляю, зарыдаю,

Как потерянный щенок.

Только здесь я понимаю

Силу снов: “Терпи, сынок”.

***

Хворает луг, когда недуг

Настигнет косаря.

Пойми, мой друг,

Видать, тот луг

Косил косарь не зря.

***

Нет, не топор войны, не меч,

Но болью тронутое слово

Россию сможет уберечь...

И нет у нас пути иного.

 

 

________________________________________________________________________________________________________

NB! Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов

Штаб-квартира редакции: 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28д. Смоленская государственная медицинская академия. Кафедра анатомии человека. Студенческая научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций.

Телефон редакции: (0812)510012; бухгалтерии: (0812)550469

E-mail: uusgma@sci.smolensk.ru

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat.htm

 

Руководитель проекта - Соловьев А. С.

Редактор - Глотов В. А.

Бухгалтер - Осипенкова Н. Г.

Подписка по e-mail: В строке "Тема" написать "Vivat academia!"