Министерство общего и профессионального образования РФ

Смоленский государственный педагогический университет

 

 

 

И. И.  Мунерман

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПЕРСОНОЛОГИИ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

Смоленск

 1998

 

 

 

 

 

И. И. МУНЕРМАН, канд. мед. наук, доцент

 

Данная книга является логическим продолжением предыдущих книг автора: "Очерков исторического развития личности", "Типологии личности" и "Человека любящего". Каждая из них имеет самостоятельное значение. Это относится и к последней книге. Неизменно следуя своим теоретическим принципам - историзма и системности, - автор осуществил синтез проблем и достижений персонологии и художественной литературы в интересах обогащения каждой из этих сфер познания личности. Автор аргументированно подтвердил высказывания Г. Олпорта З. Фрейда о том, что психология в долгу у художественной литературы. Это позволяет заключить, что данная книга будет ценным пособием для врачей, психологов, педагогов, учителей и всех, кто проявляет интерес к психологии личности.

 

Научный редактор  Л.А. Кузьмин, канд. филолог. наук

Рецензент  В.В. Селиванов, канд. психол. наук

 

 

ISBN 5-88-018-089-1

 

 

ã Cмоленский государственный

  педагогический университет

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

 

Глава 1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТИ

10

1. Инстинктивное поведение

10

2. Психоанализ и психологическая теория личности

18

 

3. Высшая нервная деятельность и ее типы

40

4. Психопатология и психология личности

47

5. Физиология активности

70

6. Типы личности на биологическом системном уровне

76

7. Генетические аспекты личности

83

Глава 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

87

1. Познавательные процессы личности

87

2. Эмоции и чувства в структуре личности

93

3. Воля в структуре личности

106

Глава 3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

111

1. Темперамент и характер личности

111

2. Способности и личность

134

Глава 4. ЛИЧНОСТНЫЙ СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ

139

1. К определению личности

139

2. Историческое развитие личности

144

3. Личностный системный уровень сознания

174

4. Душевнобольные в художественной литературе

191

Глава 5. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕЙ

223

1. Психологические аспекты осознания личностью

своей общественной сущности

231

Заключение

260