Министерство общего и
профессионального образования РФ
Смоленский государственный
педагогический университет
И. И. Мунерман
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСОНОЛОГИИ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Смоленск
1998
И. И. МУНЕРМАН, канд. мед.
наук, доцент
Данная книга является логическим продолжением
предыдущих книг автора: "Очерков исторического развития личности",
"Типологии личности" и "Человека любящего". Каждая из них
имеет самостоятельное значение. Это относится и к последней книге. Неизменно
следуя своим теоретическим принципам - историзма и системности, - автор
осуществил синтез проблем и достижений персонологии и художественной литературы
в интересах обогащения каждой из этих сфер познания личности. Автор
аргументированно подтвердил высказывания Г. Олпорта З. Фрейда о том, что
психология в долгу у художественной литературы. Это позволяет заключить, что
данная книга будет ценным пособием для врачей, психологов, педагогов, учителей
и всех, кто проявляет интерес к психологии личности.
Научный редактор Л.А. Кузьмин, канд. филолог. наук
Рецензент В.В. Селиванов, канд. психол. наук
ISBN 5-88-018-089-1
ã Cмоленский государственный
педагогический университет
Введение
4
Глава 1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ
СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТИ
10
1. Инстинктивное
поведение
10
2. Психоанализ и
психологическая теория личности
18
3. Высшая нервная
деятельность и ее типы
40
4. Психопатология и
психология личности
47
5. Физиология
активности
70
6. Типы личности на
биологическом системном уровне
76
7. Генетические
аспекты личности
83
Глава 2. ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
87
1. Познавательные
процессы личности
87
2. Эмоции и чувства в
структуре личности
93
3. Воля в структуре
личности
106
Глава 3. ОСНОВНЫЕ
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
111
1. Темперамент и
характер личности
111
2. Способности и
личность
134
Глава 4. ЛИЧНОСТНЫЙ
СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ
139
1. К определению
личности
139
2. Историческое
развитие личности
144
3. Личностный
системный уровень сознания
174
4. Душевнобольные в
художественной литературе
191
Глава 5. РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕЙ
223
1. Психологические
аспекты осознания личностью
своей общественной
сущности
231
Заключение
260