Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 15. -

Вып. 2. - 2016. - URL:

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HTM

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-50-html/TITL-50.htm

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-50-html/cont.htm

 

УДК  37.025.7:61+378

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВРАЧА – СТОМАТОЛОГА

 

© 2016 г. Шашмурина В. Р., Волченкова Г. В., Мишутина О. Л.

 

(mishutina-3.docx)

 

Формирование клинического мышления – важнейшая задача при обучении врача-стоматолога. В  условиях реформы высшего медицинского образования повышается ответственность преподавателей медицинских ВУЗов за результаты своего труда, поэтому значимым становится обеспечение соответствия квалификации преподавателей компетентностному подходу в высшем профессиональном образовании в условиях его непрерывности.

Ключевые слова: клиническое мышление.

 

Основным направлением «Приоритетного федерального национального проекта «Образование» является «достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям». В нем предусмотрено внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [1]. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» в 2005 году определил стратегию изменения образовательных методик, предусматривающую уход от классической модели образования, в которой учащийся рассматривался в качестве пассивного  получателя  знаний,  формированию которых он сам никак не способствовал [2].

Компетенция – характеристика требований к человеку, которые позволят стать ему компетентным в определенном виде деятельности. Компетенция – это способность на основе органического единства знаний, умений и опыта осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность [3].

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, основные направления которой совпадают с планами реформирования системы образования в России. Большое внимание уделяется эффективности и качеству подготовки специалистов [3].

 Компетентностный подход в образовательном процессе должен включать в себя:

- широкое применение в процессе обучения активных и интерактивных форм

проведения занятий (кейсов, тренингов, деловых игр);

- встречи с ведущими экспертами, представителями Российских и зарубежных

школ, предприятий, организаций;

- преподаватели должны иметь опыт практической работы более 10 лет и/или

ученую степень по профилю преподаваемой дисциплины [1,5].

Деловая игра воссоздает предметный контекст - обстановку будущей профессиональной деятельности - и социальный контекст, в котором обучаемый взаимодействует с другими ролевыми участниками. Таким образом, в деловой игре реализуется коллективная учебная деятельность на модели определенных профессиональных ситуаций. Деловые игры отличаются методикой проведения и поставленными конечными целями:

- обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков

участников;

- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

- поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;

- имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

организационно-деятельностные игры  — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;

– инновационные игры  — формируют инновационное мышление участников [1].

 Компетентностно - ориентированные образовательные программы требуют увеличения разнообразия используемых образовательных технологий преимущественно деятельного и интерактивного типа. Следовательно, требуется трансформирование организации образовательного процесса в целом и структуры занятий в частности. Центр тяжести переносится на самостоятельную работу студентов, увеличивается доля практической подготовки, изменяется структура и принцип оценивания студентов. Преподаватель становится консультантом, наставником [4]. В  условиях реформы высшего медицинского образования повышается ответственность преподавателей медицинских ВУЗов за результаты своего труда, поэтому значимым становится обеспечение соответствия квалификации преподавателей компетентностному подходу в высшем профессиональном образовании в условиях его непрерывности. Это становится возможным в условиях модульной модели учебного процесса, где меняется соотношение учебной нагрузки в сторону увеличения самостоятельной работы с учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами.  Необходимо продумать систему стимулов. поощрений для обучающегося, чтобы  у него появилось желание осваивать тот или иной раздел специальности. Об этом образно написал Дейл Карнеги: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примите противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы  верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха»

Компетентностный подход к процессу подготовки будущего врача предполагает вовлечение его в лечебно-диагностический процесс. Учитывая особенности постдипломной подготовки, большинство обучающихся в клинической ординатуре и клинической интернатуре не могут быть допущены к самостоятельной врачебной практике [4]. В связи с этим  встает вопрос о курации больных совместно с сотрудником кафедры. Данный   подход успешно реализуется на кафедре стоматологии ФПК и ППС,  где каждый преподаватель отвечает за конкретный раздел теоретической и практической  подготовки и подготовка   обучающихся ведется на клинических базах кафедры..

Самым важным практическим навыком, определяющий профессионализм и квалификацию врача, является сформированное клиническое мышление, которое должно развиваться в процессе обучения и совершенствоваться на протяжении всей последующей врачебной деятельности. Под клиническим мышлением понимают сформированную в процессе обучения умственную деятельность, позволяющую решать нетиповые диагностические и лечебные задачи [5]. Понятие клинического мышления всегда связано с выбором оптимального решения из ряда возможных в каждой конкретной клинической ситуаций, а, следовательно, оно является разновидностью продуктивного мышления.

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

Разработанные на кафедре стоматологии ФПК и ППС  учебно-методические комплексы по стоматологическим специальностям позволяют преподавателям провести анализ знаний  слушателей путем предварительного, промежуточного и итогового тестирования, а применение ситуационных задач, деловых игр в образовательном процессе и прием больных успешно способствует формированию  клинического мышления у  обучающихся.

 

Литература

 

1. Забокрицкий Н. А. Инновационность и профессионализация в системе высшего образования / Н. А. Забокрицкий, О. В. Коломиец, Е. Ф. Гайсина, И. М. Фатихов //Материалы Евразийского Конгресса с международным участием “Медицина, фармация и общественное здоровье”. Екатеринбург, 21-23 мая 2013 года. – Екатеринбург, 2013. - С.553-557.

2. Всемирный доклад Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «К обществам знания». М.: Издательства ЮНЕСКО, 2005.  – 239 с.

3. Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностный подход в высшем

профессиональном образовании. URL: http:// miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения 12.12.2013 г.).

4. Мирошниченко И. В., Нефедова Е. М. Опыт решения проблемы оптимизации работы ППС в Оренбургской государственной медицинской академии. - «Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика». - Материалы конференции, Красноярск, 2014. – С. 64 – 66.

5.Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы / М.А. Тарарышкина. – дисс…. канд.пед.наук. – М., 2007. – 180 с.

 

THE FORMATION OF CLINICAL THINKING DENTIST

 

Shahmurina R. V., Volchenkova G. V., Mishutina, O. L.

 

The formation of clinical thinking is the most important task in training of a dentist. In the context of the reform of higher medical education increases the responsibility of medical teachers for the results of their labor, therefore, important to ensure compliance of qualification of teachers to a competence approach in higher professional education in conditions of its continuity.

Key words: clinical thinking.

 

ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

Поступила в редакцию  4.04.2016.